Ликбез для дистанта. Инструменты, форматы, сценарии

Запреты на проведение мероприятий в библиотеках, связанные с распространением коронавирусной инфекции, стали причиной ускоренного перехода к внебиблиотечным формам работы. Однако не все библиотеки успели оценить разницу между дистанционным форматом и онлайн-мероприятием. Тем более что многие источники, в том числе компетентные, путают и смешивают эти понятия одно с другим. Но попробуем разобраться.
Начнём с определения слова «онлайн». Популярные словари расшифровывают его как «управляемый компьютером или подключённый к нему» или «деятельность, служба, которая доступна исключительно через Интернет», что позволяет нам сразу же представить целый набор библиотечных форм работы с использованием социальных сетей. Большинство из них представляют собой обыкновенный постинг в самых разных ипостасях — аудио-, видео-, фотопосты, викторины, опросы и т. п. С завидным постоянством мы видим в планах работы библиотек бесконечно повторяющиеся виртуальные экскурсии, мастер-классы, челленджи (этот список можно продолжать до бесконечности), — одним словом, всё то, что было записано на камеру и благополучно загружено в ленту социальной сети в определённый срок. И всё бы ничего, если бы не ошибочно данный подобному постингу гриф «Библиотечные онлайн-мероприятия». Поэтому разберём понятие «онлайн-мероприятие». Википедия выдаст вам вполне точное определение: «Онлайн-мероприятия — это формат проведения событий, где зрители физически не присутствуют на площадке, а подключаются к мероприятию удалённо. Взаимодействие со зрителем происходит только в Сети». Другими словами, это не просто публикация видео со встречи с писателем, а прямая её трансляция, не викторина, просто выложенная в Сеть, а проведённая с читателями, например, в Zoom-е.
При этом говорить о новизне формата здесь тоже не приходится, так как прямые эфиры и прочие телемосты по телевизору известны каждому, да и стримы в социальных сетях использовались задолго до пандемии. Такой широкий спектр онлайн-мероприятий говорит о том, что уже давно существуют различные инструменты и сценарии по привлечению и взаимодействию с аудиторией.

Софья Сыромятникова, руководитель Центра поддержки и развития чтения ГБУК
«Самарская областная универсальная научная библиотека»