Жизнь в эпоху перемен не нравилась древним китайцам, но вдохновляла иных поэтов: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» (Ф. Тютчев). Нашим современникам действительность нередко кажется абсурдной; мозг не поспевает за изменениями.
Как культура в лице фольклорных и литературных жанров может помочь человеку остаться собой в стремительно трансформирующемся мире? Попробуем разобраться в аккумулированном опыте человечества. Вглядимся в лики абсурда.
Странные колыбельные
Абсурд (или то, что нам сейчас им кажется) сопровождал человечество с древнейших времен: «Зачастую в колыбельных песнях наблюдается медленное, как бы дремотное нанизывание образов, подсказанных ленивым ходом ассоциаций. <…> В таком состоянии нередко находят себе выражение желания и мысли, обычно заглушаемые бодрствующим сознанием. Так, <…> в колыбельных песнях мы встречаем мотив смерти и похорон убаюкиваемого ребёнка»1.
Анализ работ фольклористов и этнографов позволил выделить 4 мотива таких колыбельных: 1) приговор больному, слабому, лишнему (особенно в неурожайную годину) ребёнку2; 2) очистительная жертва детской смерти; община приветствовала смерть младенца, стимулировала к этому родителей3. Мощное психотехническое средство: «…негативный импульс, идущий от матери, оформленный в соответствующие ритмы, совпадающие по структуре с заклинаниями, парализует все жизненные функции ребёнка и лишает его воли к жизни»4; считалось, что «если сама мать “упоёт”, “уговорит” ребёнка покинуть мир, он уйдёт во сне и без мучений»5; 3) средство испытания грудного ребёнка на живучесть, на волю к жизни6; 4) приговор обращался в оберег7: «Обращение к смерти является одной из традиционных форм охранительной магии. Желая смерти своему ребёнку, матери стремились обмануть злые силы»8.
Вывод не специалиста, а обычного читателя в интернете: «Сочетание в колыбельной смерти и жизнерадостности поминок, успокоения (баюшки-баю) и угрозы, шутки и серьёзности — всё это просто не может не удивлять. Тут без серьёзных исследований не обойтись»9.
Что же показало наше исследование? Чтобы стали понятны результаты анализа, объясним сначала, какие методики использовались для анализа смертных колыбельных и других 28 жанров фольклора, литературы и интернет-сообщений.
Оксана Леонидовна Кабачек, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, Москва
1 Соколов Ю. Колыбельные песни // Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le5/le5-3881.htm
2 Савчук В. В. Приговор колыбельной // Философская антропология [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/savchuk/thanatos03_14.html
3 Там же.
4 Там же.
5 Кириченко Н. Сакральный смысл колыбельных // Леди Mail.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lady.mail.ru/article/71934-sakralnyj-smysl-kolybelnyh/
6 Савчук В. В. Указ. соч.
7 Там же.
8 Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора (фрагменты) // Перуница [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.perunica.ru/etnos/2853-pozhelanie-smerti-v-kolybelnyx-o-zagadke-russkogo.html
9 Там же.

