Литературная география. В литературно-музыкальной гостиной в библиотеке

О литературной географии в библиотеке мы уже сообщали читателю. Хотелось бы продолжить и развить эту тему.
Всё, что происходит на нашей планете в ту или иную эпоху, происходит в неком географическом пространстве. Чтобы не оказаться в пространстве «безвоздушном», географическое пространство нужно себе хорошо представлять. Оно также присутствует в музыке и живописи, поэзии и прозе, кино и театре, этнографии и истории, географии и природоведении. Концепция литературной географии излагается в трудах таких видных учёных-географов, как В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. П. Анциферов, В. П. Максаковский, Б. Б. Родоман, Ю. А. Веденин, С. В. Рогачёв, Д. Н. Замятин. В. Н. Калуцков, Методическая концепция литературной географии дается в разработках М. К. Куприяновой1, Л. Е. Перлова2, И. Е. Михайлова3. Практикой литературной географии активно заняты учителя географии и литературы российских школ и колледжей. Активно популяризирует литературную географию Н. Горбунов.
Музыка — вид искусства, которое отражает действительность мира в звуковых художественных образах; в литературе средством создания образов является слово. Взаимосвязь музыки и литературы неразрывна. В учебной и досуговой практике она наиболее полно выражена в таком средстве и одновременно форме обучения, как литературно-музыкальная гостиная. Литературно-музыкальная гостиная широко практикуется педагогами в основной и во внеклассной работе, библиотечными и культмассовыми работниками, находит отражение в волонтёрской деятельности студентов. Она предполагает использование разнообразных педагогических методов, из которых наиболее значимый — развивающий метод.
В основу сценариев литературно-музыкальных гостиных кладутся: книга (отдельно взятая или собрание сочинений); творческий путь и личность художника; эпоха и время; немузыкальное нехудожественное знание; музыка. На помощь приходят знание музыкальной литературы и истории музыки, музыкальной эпохи и стилей, концертного репертуара для разных инструментов, истории написания музыкальных пьес, биографии композиторов, с одной стороны; истории литературы, географии и быта разных эпох, в которых творили авторы литературных текстов, с другой.

Илья Евгеньевич Михайлов, волонтёр авторского методического и творческого проекта
«Шелест литературно-музыкальных страниц», Москва

1 Куприянова М. К. Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов. 5–8 кл. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 372 с.
2 Перлов Л. Е. География в литературных произведениях. — М.: Дрофа, 2005. — 222 с.
3 Михайлов И. Е. Литературная география в школе. Методическое пособие для учителей. 6–10 кл. — М.: ВАКО, 2014. — 128 с.