Литературные герои — модные отражения. Чехов в стиле D&G

В эпоху постмодерна, пронизанную всевозможными ссылками, цитатами, аналогиями, при желании можно отыскать связи между всем на свете. Но слово и дело, литература и мода, художественный образ в беллетристике и фэшн-дизайне на самом деле достаточно близкие родственники.
Подчас литературный сюжет рождает целую лавину графических и живописных интерпретаций, а бывает, интригующая картинка дизайнера вдохновит пишущую братию на ответные опусы.
Рискну предположить — знаменитые итальянские дизайнеры Дольче и Габбана вряд ли читали Чехова. Но каким-то неуловимым образом в своём творчестве они пересеклись с великой гуманистической традицией русской классической литературы. Несколько лет назад, приступая к своей версии Наполеоники, они заявили, что сначала надо придумать историю, а уж потом создавать костюмы. А в этом году, представляя новый аромат “Dolce. Floral drops”, дизайнеры практически продолжили хрестоматийную фразу Чехова «в человеке всё должно быть прекрасно…» новой коллекцией и своими словами о том, что и окружать его должны прекрасные и изысканные вещи.
Закономерно или случайно практически одновременное появление европейского способа книгопечатания и моды как социально значимого феномена, ещё предстоит осознать. Но совершенно определённо можно утверждать, что литературные герои стали довольно частыми гостями на модных подиумах. Молодой Гальяно покорил утончённых клиенток Дома Диор обликом героев своей эпатажной коллекции «д’Артаньян и Покахонтас», дерзко смикшировав традиции Высокой моды Парижа с экзотической мексиканской этникой. Вячеслав Зайцев всю жизнь на свой лад делает примерно то же, объединяя стилистику Русского ампира с задорными цветочками Ивановских ситцев. Валентин Юдашкин ещё на заре своей карьеры создал иллюстративную подиумную коллекцию «Анна Каренина», одно платье из которой выставлено ныне в экспозиции музея Метрополитен (Нью-Йорк). Судя по количеству ремейков в кино, на сцене, на модных подиумах, роман не утратил своей мощной вдохновляющей силы. А триумфальная коллекция Лагерфельда прошлого сезона «Париж—Эдинбург» со всей очевидностью доказала, что героиня шотландских ренессансных баллад королева Мария Стюарт одинаково привлекательна и как «леди сонетов», и как подиумная модель.
Истоки современной литературной тенденции в Высокой моде с очевидностью можно отыскать в «сюжетных платьях» Кристиана Диора, который не просто «придумывал историю», каждая его модель имела творческий девиз, собственное имя и даже паспорт! Неудивительно, что коллекции маэстро производили сенсацию, а сам великий провидец моды стал законодателем стиля послевоенного времени. Диор не просто создал новый образ — New look, вернув в моду женственность и элегантность; он напомнил дамам о безотказности совершенно литературного приёма: контраста загадочности и откровенности.

Екатерина Евгеньевна Бородина, библиотекарь первой категории Крымской республиканской универсальной научной библиотеки имени И. Я. Франко, г. Симферополь