Сегодня, когда в регионах фактически бездействует критика, и культурным событиям, а тем более литературе и книгам в СМИ уделено мало внимания, литературные конкурсы для писателей оказались очень важны.
Переход на рыночную систему экономики ощутимо отразился на писательской и издательской деятельности в нашей стране. Почти все региональные издательства из государственных перешли в разряд частных предприятий. И сегодня писатель должен не только написать книгу, но и найти средства на её издание, а затем ещё и заняться её реализацией. Насколько сложно одному пишущему человеку совмещать эти три функции, наверное, объяснять не надо. Внимание писателей сегодня устремилось к международным, всероссийским и региональным литературным конкурсам. И даже не ради денежных премий (в них, конечно же, очень нуждаются писатели, особенно в отдалённых регионах страны!), а чтобы проверить свои силы и узнать, на правильном ли ты пути. Нужны ли твои произведения современному читателю?
В последние годы литературных конкурсов появилось много. Однако, и здесь есть свои подводные камни. Мои произведения неоднократно входили в финал многих литературных конкурсов, но часто, как ни странно, по условиям конкурса, лауреаты выбирались только из числа тех финалистов, кто имел возможность за свой счёт приехать на подведение итогов конкурс. А если писатель не имеет такой финансовой возможности, или если он болен в тот момент, значит, и произведения его следует причислить к разряду «неактуальных», «невостребованных» или «не интересных»?
Может быть, потому и считается наиболее престижным в среде детских писателей литературный конкурс им. С. Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, что финансовая составляющая не влияет на подведение итогов Конкурса и определения его Лауреатов. Автору-финалисту оплачивается проезд в Москву, размещение в гостинице, участие в праздничной церемонии награждения. Следует подчеркнуть и уважительное отношение организаторов к авторам — участникам конкурса, которым так необходима обратная связь.
Но самым важным для финалистов является то, что их произведения издаются в московских издательствах детской книги за счёт средств издательств, с которыми тесно сотрудничают проект «Сегодня — дети, завтра — народ» Российского фонда культуры и Совет по детской книге России — организаторы литературного конкурса им. Сергея Михалкова. Таким образом, писатель (лауреат или финалист) получает не только общественное признание, но и возможность перешагнуть границы своего региона. Бумажные и электронные варианты книги расходятся по всей России. Читатели начинают следить за творчеством понравившегося им автора. Что и случилось с многими лауреатами и финалистами Конкурса им. Михалкова за десять лет его существования!
Особо хочется отметить издательство «Детская литература», где книги красиво оформляются и издаются достойно: в твёрдом переплёте, с довольно крупным шрифтом и привлекательными иллюстрациями. (Добрых отзывов от учителей-филологов и библиотекарей на этот счёт слышала уже много!) Сожалеть остаётся только о том, что для большой нашей страны тираж слишком маленький. Не каждая школа или библиотека успевают приобрести эти нужные детям книги. А ведь произведения заслуживают того, чтобы вовремя попасть в руки подростка! Кстати, ознакомившись с произведениями лауреатов и финалистов, высоко оцениваешь и объективность жюри, и видишь слабые стороны своих произведений, учишься у тех, кто глубже раскрывает тему и ярче высвечивает важные психологические проблемы подросткового возраста.
Надежда Васильева, писатель, дважды финалист конкурса имени С. Михалкова (2014, 2018), заслуженный работник культуры Республики Карелия, г. Петрозаводск

