Литературные шедевры в изобразительных интерпретациях художников ХХ века

Сохранение своеобразия отечественного искусства книги, одной из наиболее важных традиций русской культуры — книжной — приоритетная задача современного культурного сообщества. Можно говорить по-разному: «искусство книги», «качество художественного оформления», «печатное мастерство», «полиграфическое искусство», «изобразительное комментирование», «художественная интерпретация», но все эти термины выражают единый смысл: чувство любви и уважения к книге и к тем, кто создавал великолепные шедевры отечественного книжного искусства.
Искусство книги формировалось столетиями в контексте других культур. История книжного искусства представляет типы и модели книг, которые различаются, прежде всего, внешней стилистикой и в том числе — построением книги, книжным ансамблем, характером изображений, начертаниями шрифтов, мотивами орнаментов, различными решениями её художественной формы, которые, в свою очередь, обусловлены доминирующим стилем того или иного времени. Только в результате решения литературно-графических и композиционно-конструктивных задач книга становится произведением искусства.
Искусство книги предполагает синтез слова и изобразительного искусства. Книжный ансамбль — обложка, переплёт, шрифты, иллюстрации к тексту, элементы декора и другие его элементы — определяет значимость книги в истории культуры.
Замечательный художник-гравёр, блестящий теоретик искусства, в том числе и искусства книги Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964), работал над созданием уникальной теории искусства книги, в основе которой лежит понимание книги как искусства синтетического. «Синтетические искусства — это искусства, возникающие в результате взаимодействия различных видов искусств. Книга как синтетическое искусство возникает в результате взаимодействия литературы, графики и полиграфического искусства»1.
Образцы изобразительного комментирования воплотили в себе всё лучшее из созданного старыми мастерами и современными художниками, знаменитыми типографами прошлого и типографскими предприятиями нашего времени.
Мы представим здесь лучшие образцы художественно-изобразительной интерпретации литературных шедевров, созданные талантливыми художниками прошлого века, внёсшими свой вклад с историю иллюстрирования художественных произведений, творчески развивавшими традиции русской оформительской школы, которые складывались на протяжении нескольких веков и восходят к середине XVII века.

Светлана Ивановна Головко, доцент кафедры культурологии и искусств Северо-кавказского федерального университета, кандидат педагогических наук, г. Ставрополь

1 Шабалина О. Г. Гибель Икара или Будет ли книга жить вечно? / О. Г. Шабалина // Библиотечное Дело. — 2012. — №14 (176). — С. 5.