«Ловись, читатель, большой и маленький!». Нижегородская «Ленинка» в социальных сетях

Пандемия, не оставившая альтернатив дистанционному общению, задала библиотечному сообществу важный вопрос: как не потерять читателя, как сохранить в сложившихся обстоятельствах его связь с книгой и с чтением? Пришлось держать ответ.
Читатель интересуется: «До которого часа вы работаете?» — «Библиотека закрывается в восемь», — отвечает консультант, — «а в социальных сетях Нижегородская «Ленинка» — практически круглосуточно. Там и выставки, и буктрейлеры, и книги можно продлить…». Читатель одобрительно кивает, и вскоре ещё на одного подписчика в сообществах библиотеки становится больше.
Социальные медиа столь прочно вошли в нашу жизнь, что подобный диалог не вызывает удивления. Группы во «ВКонтакте» и “Facebook”, аккаунт в “Instagram” или канал на “YouTube” — стали такими же полноценными и востребованными площадками для библиотечного обслуживания, как традиционные читальные залы и абонементные кафедры.
В непростой для всех период пандемии именно виртуальное пространство стало связующей нитью между закрытыми за библиотечными дверями книгами и изолированными в своих квартирах читателями. А некоторые проекты, до которых раньше не доходили руки, получили своевременный толчок к реализации. С каким арсеналом мы вступали в период пандемии? 
В качестве площадки виртуального обслуживания продолжил работу официальный сайт библиотеки (ngounb.ru), где оперативно был создан раздел «Нижегородская Ленинка онлайн». Здесь сосредоточились основные сервисы, функционирующие в удалённом режиме (заказ электронной копии части документа, виртуальная справочная служба, онлайн-продление срока пользования книгами из отдела абонемента и т. д.), информационные ресурсы, мультимедийные материалы и полезные ссылки.
В конце 2019 г. в НГОУНБ произошло более чем своевременное событие — был создан отдел организации библиотечного обслуживания, одним из направлений которого стала популяризация деятельности библиотеки в виртуальном пространстве, преимущественно — в социальных сетях. Конечно, официальные сообщества Нижегородской «Ленинки» появились задолго до этого момента, но свежий взгляд и сконцентрированное внимание специализированного отдела способствовали полной «перезагрузке» контента.
Основной виртуальной площадкой стала группа НГОУНБ в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/nnounb). Группа была открыта в 2013 г. для публикации материалов о библиотеке и обсуждения всего, что связано с её деятельностью, а также с целью популяризации книги и чтения. В настоящее время сообщество насчитывает около 3000 участников, две трети из которых присоединилась к группе в последние два года. Активный приток аудитории пришёлся на период прошлогоднего локдауна. Именно тогда были реализованы наши самые успешные онлайн-проекты.

Наталья Васильевна Захарченко, заведующая отделом организации библиотечного обслуживания Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина