Маркетинговая парадигма современных публичных библиотек

В отечественных библиотеках уже более двух десятилетий используется маркетинговый подход для реализации основных направлений и дополнительных аспектов повседневной деятельности.
На его основе модернизируются традиционные формы библиотечного обслуживания, внедряются и активно реализуются новые направления работы публичных библиотек (связанные с динамично изменяющейся социально-экономической ситуацией в нашей стране, трансформацией функций библиотечно-информационных учреждений).
В контексте эффективного управления публичной библиотекой маркетинговая ориентация позволяет проектировать основные аспекты её развития как информационно-образовательного, просветительского и культурно-досугового учреждения, обеспечивает адаптацию библиотечного персонала к инновациям. Смещение функций современной общедоступной публичной библиотеки в сторону досуговых и рекреационных, её трансформация в социокультурный центр ставит перед ней новые задачи — стать местом культурного притяжения, общественной гостиной, площадкой межличностных коммуникаций и интеллектуального досуга.
Маркетинг как творческий метод системного управления конкретной деятельностью позволяет прогностически формулировать комплексные перспективные цели, обоснованно выдвигать текущие задачи, ситуационно разрабатывать и своевременно осуществлять необходимые организационно-экономические мероприятия. Главная задача сегодняшнего дня для любой библиотеки — смотреть на всё глазами пользователя, формировать маркетинговое мышление у каждого сотрудника!
Резюмируя многочисленные высказывания зарубежных и отечественных маркетологов относительно маркетинга, можно констатировать, с одной стороны, его ориентацию на изучение спроса, потребностей, то есть диагностику рынка, а с другой — активное воздействие на этот спрос, рынок для формирования соответствующих перспективных запросов (потребительского поведения, базирующегося на известной социально-психологической на цепочке: «нужда-потребность-спрос»). Он призван обеспечить надёжный прогноз спроса при одновременной информации о реальных текущих потребностях пользователей, пожеланиях и замечаниях относительно дополнительного обслуживания (сервиса), а также о потенциальных возможностях. Концепция маркетинга позволяет реализовывать системный подход к управленческой деятельности: ставить перспективные цели, выдвигать текущие задачи, ситуационно разрабатывать и осуществлять необходимые организационно-экономические мероприятия.
Напомним, что в классической интерпретации маркетинг (от англ. “market” —рынок, сбыт, спрос), предполагает направленную деятельность по выявлению оптимальных путей взаимодействия между поставщиками (продукции, услуг) и покупателями (пользователями). Это системный метод управления, направленный на удовлетворение соответствующих потребностей, формирование и активизацию профильного спроса. Можно смоделировать следующую «формулу» маркетинга (М):
изучение спроса, плюс
М = — оригинальный способ его удовлетворения, плюс
до деталей продуманная «подача» продукции/услуг.
Классический маркетинговый комплекс включает четыре ключевых структурных элемента:
• товар (продукция, услуга);
• цена;
• методы распространения (сбыта);
• стимулирование (продвижение).
Среди основных целей и задач маркетинга — достижение наиболее полной потребительской удовлетворенности, достижение максимального потребления, закрепление на профильном сегменте рынка, предоставление оптимального выбора продукции и услуг, развитие перспективного спроса, создание и поддержание позитивного имиджа.

Владимир Константинович Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИК, Почётный работник высшего профессионального образования РФ