Сущность воспитания
Воспитание, как трактует его новейший философский словарь — это передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме, в условиях конкретной культуры, создание условий для появления и выработки внутренних мотиваций, привитие ребёнку навыков нравственного поведения, способности жить среди людей и нести им добро.
Вотличие от обучения и образования, воспитание осуществляется не путём усвоения знаний, а через эмоциональную сферу, кумулирующую в себе инстинкты, переживания, совесть, установки и многое другое, что регулирует и корректирует человеческое поведение. Рассудочное усвоение нравственных категорий может привести к ханжеству и лицемерию. Так, К. Д. Ушинской писал: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции и потом они не будут производить на него никакого влияния». Среди современных задач воспитания детей акцент делается на выработку индивидуальной системы личных смыслов в процессе включения его в систему ценностей, символов, норм и традиций данной культуры. «Воспитанность» выступает как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности. В узком смысле воспитание — это конкретная деятельность взрослого по включению ребёнка в конкретные ситуации жизни сообщества, формирование условий для его внутреннего роста.
Современная педагогика пришла к выводу, что система воспитания должна обеспечивать развитие личности, раскрытие её индивидуальности, способности к эмпатии, позволяющей слышать и понимать других. Усматривают три ипостаси индивидуальности: человек в природной среде, человек в социуме (адаптация к общественной жизни, социальное здоровье, характеризующееся уровнем нравственности и моральными нормами), человек — индивидуальность, живущая и реализующаяся в общении с другими людьми. В таком понимании растущий человек — это не объект воспитания, а субъект, принимающей на себя ответственность за успешность своей собственной жизни. В современном обществе судьба каждого человека зависит от него самого, от его деятельности и занимаемой позиции. Не готовить ребёнка к жизни надо, а живя с ним «здесь и сейчас» — помогать ему самостоятельно строить своё будущее. В современных условиях воспитание требует не воздействия на личность ребёнка, не воспитательных мероприятий, а взаимодействия с ним, управления его самостоятельной деятельностью, управление взрослением личности, основанной на самоопределении и рефлексии. Во главу угла поставлено не воздействие на ребёнка извне, а психологическая поддержка внутренней жизни растущего человека, направленная на освоение духовного опыта людей и отвечающая потребности в самоактуализации, в желании быть признанным, в стремлении понять себя и других. Воспитание признано сегодня процессом универсальным, включающим в себя установку на саморазвитие личности, её самосознание.
Ирина Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

