Медленное (вдумчивое, глубокое, изучающее, пристальное) чтение возвращает современного человека к тому способу восприятия письменной речи, который был характерен для времён Древнего мира, Античности и Средневековья. Это — наука и искусство интерпретации письменных сообщений и установления их связи с жизненным миром человека.
Большую роль в медленном чтении играет чтение вслух. Такой способ работы с текстом позволяет увидеть и осознать то, что вложено в текст автором и мимо чего мы часто проходим в погоне за яркими, но не слишком глубокими впечатлениями. Можно сказать, что если писатель или поэт превращает жизнь в литературу, то внимательный читатель снова превращает литературу в жизнь.
Центр по изучению проблем информатики ИНИОН РАН занимается практикой, методикой и теорией медленного чтения в рамках выполнения темы научно-исследовательских работ «Инновационное развитие информационно-библиотечной деятельности в сфере социальных и гуманитарных наук». Медленное чтение — это тоже инновация, но не технологическая, а педагогическая и культурная, известная под названием ретроинновации.
Наряду со своими традиционными функциями (понимание текста, средство для замедления темпа жизни, когнитивный тренинг и др.) медленное чтение может рассматриваться в качестве мощного исследовательского инструмента. Оно позволяет обнаружить новое в знакомых и, казалось бы, давно изученных произведениях классической литературы.
Полгода назад в жизни автора этих строк произошло событие, последствия которого оказались совершенно непредвиденными. Вопрос вышел за рамки задачи понимания текста настолько далеко, что сегодня он связан с развитием креативных индустрий малого города Российской Федерации на основе классического художественного наследия.
В марте-апреле 2025 г. в рамках партнёрского проекта с ИНИОН РАН в Доме Гоголя проводилось медленное чтение комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»: пять встреч по пятницам с 19 до 21 часа — 28 марта, 4 апреля, 11 апреля, 18 апреля и 25 апреля. В них могли принять участие все желающие, кто предварительно зарегистрировался на портале Мэра Москвы (mos.ru) и получил бесплатные билеты.
Чтение проходило в мемориальной экспозиции «Ревизор» на первом этаже — в той самой комнате, в которой 5 ноября 1851 г. (по старому стилю) Гоголь последний раз читал свою комедию публике. Среди гостей были писатели Иван Тургенев, Сергей Аксаков и Григорий Данилевский, а также актёры Малого театра, игравшие в пьесе — Михаил Щепкин, Сергей Шумский, и Пров Садовский. В этом доме у своего друга графа Александра Петровича Толстого Н. В. Гоголь прожил последние четыре года своей жизни. На другой половине дома он спал, работал над своими сочинениями, принимал гостей и… сжёг в камине второй том «Мёртвых душ». В соседней с залом «Ревизор» комнате великий русский писатель скончался, а в этой комнате стоял гроб с его телом.
Юрий Юрьевич Чёрный, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН

