Медленное чтение как метод обучения и воспитания студентов библиотечно-информационного факультета

Студенты Санкт-Петербургского государственного института культуры, осваивающие программу бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», изучают читателеведческие дисциплины «Социология и психология чтения» и «Технологии читательского развития детей и юношества».
Оба курса были разработаны Валентиной Александровной Бородиной, известным отечественным библиотековедом, доктором педагогических наук, профессором, и реализуются преподавателями кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГИК. На практических занятиях по вышеуказанным учебным дисциплинам с 2023 г. применяется метод медленного чтения. В программу магистратуры входит курс «Организация системы непрерывного библиотечно-информационного образования». В процессе его освоения магистранты знакомятся с методикой преподавания специальных дисциплин и в том числе изучают дидактический и воспитательный потенциал медленного чтения.
Таким образом, обращение к медленному чтению происходит на каждом уровне высшего библиотечного образования. При этом для части студентов периодом знакомства с данным методом становится магистратура. Это обусловлено тем, что многие магистранты на уровне бакалавриата получают небиблиотечное образование.
Изучение метода медленного чтения позволяет решать несколько образовательных задач. Во-первых, студенты осваивают определённый алгоритм чтения. Предварительно они изучают алгоритмы АСВТ (алгоритм смыслового восприятия текста) и МАХТ (методика анализа художественного текста), предложенные В. А. Бородиной. Обращаясь к медленному чтению, преподаватели применяют алгоритм, разработанный Юрием Юрьевичем Чёрным.
Во-вторых, в процессе медленного чтения у студентов происходит читательское развитие личности в трёх сферах (читательское сознание, читательская деятельность, читательское общение).
Поскольку читательское общение в процессе медленного чтения является достаточно активным, у студентов развиваются коммуникативные навыки. Публичный характер медленного чтения служит фактором формирования навыков самопрезентации и способствует развитию эмпатии.
И, наконец, применение данного метода позволяет расширять круг чтения студентов. Для медленного чтения отбираются малоизвестные художественные тексты.

Юлия Фёдоровна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры