Мемориальный зал — реальный и виртуальный. Музей в библиотеке как важная составляющая сохранения литературного наследия региона

Информационно-исследовательский проект “Андрэй Макаёнак — чалавек, драматург, майстра” — это первая попытка систематизации документально-рукописного наследия народного писателя Беларуси Андрея Макаёнка. Материалы проекта дают яркое представление о его личности, творческом процессе, общественной деятельности, интересах, связях и круге общения.
Библиотека сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией которого является активное участие в образовании и воспитании человека1.
Особая роль принадлежит библиотеке в вопросах формирования коллективной и национальной памяти. Память важна для идентификации личностной принадлежности к определённому этническому, национальному, профессиональному сообществу, она лежит в основе желания продолжить дело предков, брать пример с наиболее выдающихся представителей человечества2.
Рост книжных собраний, поиск уникальных документов, личная заинтересованность сотрудников способствуют созданию музеев при библиотеках. Их своеобразие и особенность заключается в том, что они призваны собирать и хранить вместе памятники материальной и духовной культуры. Приобщение читателей к книжной культуре подкреплено наглядным изображением и материальным предметом, которые способствуют быстрому усвоению информации и облегчают процесс восприятия и запоминания, что немаловажно в современных условиях3.
Как отмечает Татьяна Кузнецова в своей статье «Культурная инициатива или социальная закономерность», причин появления музейных экспозиций в библиотеках несколько.
1. Библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, общедоступным, открытым всем и каждому.
2. В музеи ходят далеко не все, а библиотеки всегда рядом, их посещают люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий.
3. Музейные экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев раритетов, а не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях. Очень важно то, что в самом процессе может участвовать владелец коллекции.
4. Основными источниками формирования музейных коллекций в библиотеках являются частные дары.
5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар, но и на временное хранение.
6. Немаловажную роль играет активизация краеведческого аспекта в библиотеке. Изучая историю своего края, библиотекарь наряду с документами начинает собирать предметы материальной культуры. Сначала в библиотеке появляется небольшая выставка, затем в результате поисковой работы она пополняется, и в итоге получается экспозиция. Это значительно повышает статус общедоступной публичной библиотеки4.
Большое распространение получили мемориальные экспозиции и музеи при библиотеке, представляющие жизнь и творчество известного писателя или учёного, тем более если он родом из того города, где находится библиотека.
Примером может послужить создание Мемориального зала народного писателя Беларуси Андрея Егоровича Макаёнка в Гомельской областной универсальной библиотеке им. В. И. Ленина. Основная цель — сохранение, изучение и продвижение документально-рукописного наследия писателя.

Нина Васильевна Серикова, библиотекарь 1-й категории отдела краеведения Гомельской областной библиотеки

1 Кузнецова Т. Культурная инициатива или социальная закономерность / Татьяна Кузнецова // Библиотечное дело. — 2010. — №21. — С. 21.
2 Виноградова Е. Б. Мемориальные функции библиотек: научно-методическое пособие. — М.: Либерея-Бибинформ, 2009. — С. 3.
3 Маркова Т. Б. Библиотека-музей как место памяти [Электронный ресурс] / Т. Б. Маркова. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/biblioteka-muzey-kak-mesto-pamyati/viewer
4 Кузнецова, Т. Культурная инициатива или социальная закономерность / Татьяна Кузнецова // Библиотечное Дело. — 2010. — №21. — С. 22–24.