При выполнении своих профессиональных обязанностей у библиографа и библиотекаря часто возникает необходимость проводить анализ различных видов текста.
Задачи анализа могут быть различными, поэтому единицы анализа следует избирать в соответствии с поставленными целями. В качестве единиц могут быть использованы слово, высказывание или фрагмент текста, объединённые общим смыслом.
Одни из наиболее распространённых высказываний — оценочные. Они могут содержать абсолютные и сравнительные оценки. Способы представления оценок в языке чрезвычайно разнообразны. Абсолютные оценки могут выражаться, например, словами «хорошо», «плохо», «безразлично». Это позволяет формализовать оценки, введя специальную шкалу высказываний: «+» — положительные,….«0» — нейтральные,….«–» — отрицательные.
Для выявления и анализа оценочных высказываний может быть использована следующая методика, которая включает в себя несколько этапов:
1) формулировка цели анализа;
2) выделение аспектов (если необходимо);
3) отбор текстов;
4) выделение из текста предложений, содержащих оценочное высказывание, фиксация каждого в сводной сравнительной таблице и распределение их по шкале;
5) подсчёт количества высказываний по отдельным аспектам и видам оценок;
6) интерпретация результатов, выводы.
В ходе анализа необходимо помнить, что далеко не всегда в тексте используются стандартные формулировки оценочного высказывания, поэтому важную роль играет контекст, в котором формулируются оценки.
Рассмотрим особенности проведения анализа оценочных высказываний в различных видах деятельности библиотек.
С помощью анализа высказываний можно выявить как мнение пользователей относительно книги или культурного события, так и отношение отдельных людей к объекту высказывания. Например, при подготовке книжной выставки, посвящённой какой-либо выдающейся личности, можно показать неоднозначность отношения к ней современников. Для этого проводится анализ оценочных высказываний, содержащихся в мемуарной литературе, причём в данном случае читателям будут интересны только положительные и отрицательные оценки.
В качестве примера приведём высказывания о таком выдающемся деятеле русской культуры как Сергей Павлович Дягилев. Воспоминания о С. П. Дягилеве весьма многочисленны, среди людей, близко его знавших и оставивших свои мемуары, были художники, музыканты, литераторы, участники балетной труппы. Эти люди «нередко в передаче своего восприятия …используют яркие символы, аллегории, метафоры»1.Так, Валентин Серов называл С. П. Дягилева «лучезарное солнце», Мися Серт — «неутолимый охотник с дьявольским чутьём», Тамара Карсавина — «младенец Геркулес». Для литературного критика и балетоведа Акима Львовича Волынского Дягилев — «Жёлтый Дьявол на аренах европейских стран», а Игорь Стравинский описывал его как «…циркового укротителя, щёлкающего бичом»2.
Представляя в библиотеке творчество писателя, можно расположить рядом положительные и отрицательные высказывания. Прочтение полярных, контрастных высказываний об отдельном произведении или о литературном наследии автора в целом может побудить читателя ознакомиться с творчеством писателя.
Оксана Александровна Александрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и информационной аналитики библиотечно-информационного факультета СПбГИК
1 Деменева А. А. Образ С. П. Дягилева в мемуарах ХХ века // Вестник пермского университета. — 2010. — Вып. 5(11). — С. 158. То же: http://www.rfp.psu.ru/archive/5.2010/demeneva.pdf
2 Цит. по: Деменева А. А. Образ С. П. Дягилева в мемуарах ХХ века // Вестник пермского университета. — 2010. — Вып. 5(11). — С. 159.

