Методика и закон

Место и роль методической и проектной деятельности библиотек в зарубежном библиотечном законодательстве

Современная библиотека — один из ключевых институтов информационного общества, однако её роль в мире, где успех людей, стран и народов в значительной степени определяет своевременный и полный доступ к информации, далеко не так велика, как хотелось бы самим членам библиотечного сообщества. Одна из причин этого — недостаточное использование уникального потенциала библиотек.
Библиотека владеет не только информацией в физической и цифровой формах, но и располагает опытным персоналом, хорошо обученным работе с разнообразной информацией. Секрет её успеха (или неуспеха) в будущем — в правильном использовании своих сил и ресурсов.
Однако в современном мире возможность использования потенциала библиотек неразрывно связана с законодательными рамками библиотечной деятельности, с тем, как сформулированы в законодательстве задачи и функции библиотек. в этой статье проанализируем то, какую роль играет методическая и проектная деятельность библиотек в современном зарубежном библиотечном законодательстве. Для анализа выберем законы, выпущенные после 2000 г., то есть в эпоху, когда интернет получил значительное развитие и те возможности и риски, которые он предоставляет, стали ясно видны законодателям.
Для начала скажем несколько слов о ключевых международных документах, имеющих отношение к библиотечному делу. В таком важном для отрасли документе, как Манифест о публичной библиотеке ЮНЕСКО / ИФЛА1, роль библиотеки обобщённо определяется, как важный компонент любой долгосрочной стратегии в области культуры, распространения грамотности и образования. При этом важной задачей библиотек объявлено устранение барьеров на пути к равноправному доступу к информации, то есть функция, которая подразумевает активную методическую и проектную детальность. В Манифесте ИФЛА об интернете2 провозглашён второй важный посыл международных документов — то, что библиотеки это прежде всего учреждения, постоянно и активно реагирующие на изменения.
В Манифесте о публичной библиотеке ЮНЕСКО / ИФЛА разработан и конкретный список ключевых задач библиотек, осуществление которых подразумевает активную проектную и методическую деятельность:
• формирование и развитие навыков чтения у детей, начиная с раннего возраста;
• развитие воображения и творческих способностей у детей и молодёжи;
• оказание поддержки деятельности и программам по распространению грамотности;
• оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех ступенях.

Виктор Александрович Макаров, старший научный сотрудник Российской Национальной библиотеки, Санкт-Петербург

1 Текст Манифеста о публичной библиотеке ЮНЕСКО / ИФЛА см.: http://www.library.ru/1/act/