В наше время все существует ради того,
чтобы превратиться в фотографию
Сюзан Зонтаг
Во все века существовали люди, которые не хотели страдать, а лишь наслаждаться и получать от жизни удовольствия. В разные времена они назывались по-разному, но это не меняло сути дела. Основоположник гедонизма греческий философ Аристипп Киренский (435–355 до н. э.), учил, что добром является все то, что доставляет наслаждение и удовольствие, а злом — страдание. Последователи другого древнегреческого философа Эпикура, готовы были просто довольствоваться отсутствием страданий, не обязательно стремясь к наслаждениям.
Есть и еще одно слово для обозначения любителей удовольствий и роскоши — «сибарит», которое произошло от названия древнегреческой же колонии Сибарис в Италии. Её жители, согласно преданиям, славились своим богатством и любовью к развлечениям, то есть и были самыми настоящими гедонистами.
В современном мире все ветви этого древа райской жизни сплелись в одну увесистую гламурную крону, обрисовать которую хватит и словаря Эллочки: «знаменито!» и «кр-р-расота!»
Фильм «La dolce vita» Феллини создал визуальный образ «эдема», так сказать с его парадного входа, приоткрыв дверь в закулисье.
Над вечным городом плыл в небе деревянный раскрашенный Иисус, скользя невидящим взглядом по виллам, где кутили аристократы середины ХХ века, по римским фонтанам, где плескались белокурые мадонны, по соборам, где молились блудницы, прикрыв кружевами пышные плечи. Безгласный и недвижный Бог парил над пьяццами и виа, где выклевывали ужас из зрачков жертв хищные папарацци, где слонялся светский хроникер Марчелло, бледный, как смерть на рассвете, где стреляли в себя люди, переставшие ощущать вкус этой сладкой жизни. Что бесстрастному истукану в вышине до страстей и растрат тех, кто лениво развлекает свои тела и сушит души в земных садах, до их изжоги? Мир причудливо рассветает по соседству. Феллини, снявший этот строгий и ясный фильм бессонных ночей, заставляет верить в него.
Современные Марчелло, напористые провинциалы и их гламурные дорого раздетые спутницы, суетливо теснящиеся перед объективами теле- и фотокамер, одержимые единственной мечтой попасть в кадр, на подиум или обложку, создают своим щебетанием иллюзию «сладкой жизни». Больше кайфа! Больше драйва! Больше пива и кока-колы!
Новый слоган «Читать — это модно!» — реальный шаг к тому, чтобы и библиотеки покрыть глянцевым блеском. Сделать книгу новой «модной штучкой».
«Но “библиотечный шик”, — пишет Надежда Логинова, главный библиотекарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, — современный неологизм. Это стиль, намеренно подчеркивающий интеллектуальность и безразличие к трендам. Своеобразный антигламур. Библиотечная мода — подчеркнутая интеллектуальность. Профессия — как подвиг вне стилистики глянцевых журналов».
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

