Мир рас­све­та­ет по со­се­д­ству

В на­ше вре­мя все су­ще­ст­ву­ет ра­ди то­го,
что­бы прев­ра­тить­ся в фо­тог­ра­фию

Сю­зан Зон­таг

Во все ве­ка су­ще­ст­во­ва­ли лю­ди, ко­то­рые не хо­те­ли стра­дать, а лишь нас­лаж­дать­ся и по­лу­чать от жиз­ни удо­воль­ствия. В раз­ные вре­ме­на они на­зы­ва­лись по-раз­но­му, но это не ме­ня­ло су­ти де­ла. Ос­но­во­по­лож­ник ге­до­низ­ма гре­чес­кий фи­ло­соф Арис­типп Ки­ре­нс­кий (435–355 до н. э.), учил, что доб­ром яв­ля­ет­ся все то, что дос­тав­ля­ет нас­лаж­де­ние и удо­воль­ствие, а злом — стра­да­ние. Пос­ле­до­ва­те­ли дру­го­го древ­нег­ре­чес­ко­го фи­ло­со­фа Эпи­ку­ра, го­то­вы бы­ли прос­то до­воль­ство­вать­ся от­су­т­стви­ем стра­да­ний, не обя­за­тель­но стре­мясь к нас­лаж­де­ни­ям.
Есть и еще од­но сло­во для обоз­на­че­ния лю­би­те­лей удо­воль­ствий и рос­ко­ши — «си­ба­рит», ко­то­рое про­и­зош­ло от наз­ва­ния древ­нег­ре­чес­кой же ко­ло­нии Си­ба­рис в Ита­лии. Её жи­те­ли, сог­лас­но пре­да­ни­ям, сла­ви­лись сво­им бо­га­т­ством и лю­бовью к разв­ле­че­ни­ям, то есть и бы­ли са­мы­ми нас­то­я­щи­ми ге­до­нис­та­ми.
В сов­ре­мен­ном ми­ре все вет­ви это­го дре­ва райс­кой жиз­ни спле­лись в од­ну уве­сис­тую гла­мур­ную кро­ну, об­ри­со­вать ко­то­рую хва­тит и сло­ва­ря Эл­лоч­ки: «зна­ме­ни­то!» и «кр-р-ра­со­та!»
Фильм «La dolce vita» Фел­ли­ни соз­дал ви­зу­аль­ный об­раз «эде­ма», так ска­зать с его па­рад­но­го вхо­да, при­о­тк­рыв дверь в за­ку­лисье.
Над веч­ным го­ро­дом плыл в не­бе де­ре­вян­ный раск­ра­шен­ный Ии­сус, сколь­зя не­ви­дя­щим взгля­дом по вил­лам, где ку­ти­ли арис­ток­ра­ты се­ре­ди­ны ХХ ве­ка, по римс­ким фон­та­нам, где плес­ка­лись бе­ло­ку­рые ма­дон­ны, по со­бо­рам, где мо­ли­лись блуд­ни­цы, прик­рыв кру­же­ва­ми пыш­ные пле­чи. Безг­лас­ный и нед­виж­ный Бог па­рил над пь­яц­ца­ми и виа, где вык­ле­вы­ва­ли ужас из зрач­ков жертв хищ­ные па­па­рац­ци, где сло­нял­ся светс­кий хро­ни­кер Мар­чел­ло, блед­ный, как смерть на рас­све­те, где стре­ля­ли в се­бя лю­ди, пе­рес­тав­шие ощу­щать вкус этой слад­кой жиз­ни. Что бес­стра­ст­но­му ис­ту­ка­ну в вы­ши­не до страс­тей и раст­рат тех, кто ле­ни­во разв­ле­ка­ет свои те­ла и су­шит ду­ши в зем­ных са­дах, до их из­жо­ги? Мир при­чуд­ли­во рас­све­та­ет по со­се­д­ству. Фел­ли­ни, сняв­ший этот стро­гий и яс­ный фильм бес­сон­ных но­чей, зас­тав­ля­ет ве­рить в не­го.
Сов­ре­мен­ные Мар­чел­ло, на­по­рис­тые про­вин­ци­а­лы и их гла­мур­ные до­ро­го раз­де­тые спут­ни­цы, су­ет­ли­во тес­ня­щи­е­ся пе­ред объ­ек­ти­ва­ми те­ле- и фо­то­ка­мер, одер­жи­мые един­ствен­ной меч­той по­пасть в кадр, на по­ди­ум или об­лож­ку, соз­да­ют сво­им ще­бе­та­ни­ем ил­лю­зию «слад­кой жиз­ни». Боль­ше кай­фа! Боль­ше драй­ва! Боль­ше пи­ва и ко­ка-ко­лы!
Но­вый сло­ган «Чи­тать — это мод­но!» — ре­аль­ный шаг к то­му, что­бы и биб­ли­о­те­ки пок­рыть глян­це­вым блес­ком. Сде­лать кни­гу но­вой «мод­ной штуч­кой».
«Но “биб­ли­о­теч­ный шик”, — пи­шет На­деж­да Ло­ги­но­ва, глав­ный биб­ли­о­те­карь Сверд­ло­вс­кой об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ки для де­тей и юно­ше­ст­ва, — сов­ре­мен­ный не­о­ло­гизм. Это стиль, на­ме­рен­но под­чер­ки­ва­ю­щий ин­тел­лек­ту­аль­ность и без­раз­ли­чие к трен­дам. Сво­е­об­раз­ный ан­тигла­мур. Биб­ли­о­теч­ная мо­да — под­че­рк­ну­тая ин­тел­лек­ту­аль­ность. Про­фес­сия — как под­виг вне сти­лис­ти­ки глян­це­вых жур­на­лов».

С лю­бовью, Тать­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»