Описания городских пейзажей в произведении всегда играли важную роль. Это и образ Петербурга в романах Ф. М. Достоевского, и провинциальные города в произведениях Гоголя, Чехова и Тургенева, булгаковская Москва, Париж в романах Бальзака или Дублин Джойса. Значимость вовлечения городского пространства в произведение подтверждается множеством исследований.
Изображение города в современном шведском детективе, вероятно, не вызывает специфических смысловых ассоциаций как, скажем, в романах А. Белого «Москва» или «Петербург», но несёт уникальную смысловую нагрузку и создаёт атмосферу, необходимую автору. Так, например, Стокгольм Стига Ларссона значительно отличается от той же самой шведской столицы в описании Йенса Лапидуса.
В первую очередь подобная атмосфера создаётся за счёт самого места действия — Швеция. Эта северная страна является загадкой для иностранного читателя, который, быть может, всегда воспринимал шведское королевство как место, где царят мир и согласие, тишина и спокойствие, демократия и терпимость к ближнему, поэтому сам факт совершения преступления находится на уровне фантастики.
География шведского детектива обширна: от неприметного города Истад, что в провинции Сконе, представленного Хеннингом Манкелем, до величественного Стокгольма Стига Ларссона или же малонаселённого города Кируна Осы Ларссон. Не случайно Черстин Бергман выпустила книгу, рассказывающую о каждой из 24 провинций Швеции и особенностях их описания в детективах. Таким образом, читатель легко узнаёт родные места, которые становятся ареной для остросюжетных действий или же тайных, но не менее коварных преступлений. Подобный приём привязки сюжета произведения к описанию места, существующего в действительности, создаёт эффект живого действия. Читатель становится участником событий, оказываясь в эпицентре загадочных происшествий. Жизнь реального города погружена в художественный мир криминального романа.
Город в шведском детективе не просто место преступления и следствия, а целое пространство, где происходит становление личности главного героя и раскрывается проблема, поднимаемая автором в произведении. Вероятно, именно поэтому в Швеции набирают всё большую популярность экскурсии по маршрутам расследования преступлений вслед за детективом Куртом Валландером в Истаде или журналисткой Эрикой Фальк в городе Фьелбака. Городской музей Стокгольма с 2008 г. организовывает экскурсии под названием «Прогулки по Миллениуму».
Путешествия по местам «совершённых преступлений» становятся целым направлением в шведской культуре. Исследователь Каролина Шехольм считает, что данное явление подтверждает взаимосвязь художественной, виртуальной (СМИ) и реальной действительностей: «реальное место визуализируется и становится фиктивным, в то время как вымышленное превращается в реальное, когда туризм следует за преступниками и полицией из криминальных романов. Туристы могут на себе ощутить, как осуществляется погоня за убийцами»1. Описанные в произведениях шведских детективщиков события создают так называемый миф о городе, что придаёт уже знакомым улочкам особый колорит.
Юлия Евгеньевна Козина, магистрант 2 курса, Петрозаводский государственный университет, институт истории, политических и социальных наук, г. Петрозаводск
1 Borg A. Brottsplats: Stockholm. Urban kriminallitteratur 1851 — 2011 / A. Borg. — Finland: Tryck Bookwell, 2012. — s. 22.

