Продолжение. Начало в № 2—12, 2004 г., № 1—2, 2005 г.
Понятие мода (от лат. modus — мера, образ, способ, правило, норма) отражает особенности объединения существующего разнообразия одежд в костюм. Великие кутюрье и топ-модели, создающие Мир высокой моды, сегодня диктуют не только стиль одежды, стиль жизни
и поведения, но во многом и образ мыслей наших современников.
Гуччи (основан в 1904 г.) — итальянский Дом моделей, относящийся к великим явлениям в мире моды. Основателем династии Гуччи был Гуччо Гуччи (1881—1953), чьи инициалы увековечены во всемирно известном торговом знаке. Он родился во Флоренции в семье торговца соломенными шляпами. Магазин прогорел, сын поругался с отцом и убежал в Англию, где устроился работать в отель Savoy носильщиком, затем портье. Именно здесь Гуччо полюбил сдержанную английскую роскошь, и ему пришла в голову идея заняться производством кожаных чемоданов и дорожных сумок. Он сообразил, что дорогие кожаные чемоданы — это зримый символ богатства. Вернувшись на родину во Флоренцию, Гуччо открыл мастерскую и магазин, в котором продавал свои чемоданы и сумки для дальних путешествий. В 1922 году мастерская расширилась и переросла в «Дом Гуччи».
Фирма начала свою деятельность с производства эксклюзивных кожаных товаров. В 1920—1930-х годах изделия «Гуччи» входят в моду и «Дом Гуччи» приобретает многочисленных клиентов, как производитель дорогих аксессуаров из кожи: сумок, ремней, обуви. В 1932 г. прославилась на весь мир первая модель знаменитых элегантных мокасин. Фурор произвели мокасины из крокодиловой кожи с позолоченной фурнитурой. Гуччи получает особо важные спецзаказы, которые держатся в строжайшей тайне, например, сапоги для Муссолини. Во время первой мировой войны дуче был ранен в ногу и хромал, и лишь умелый покрой сапога, сшитого у Гуччи, скрывал увечье.
В 1933 г. сын Гуччо Альдо придумал семейную монограмму в виде двух переплетенных букв «G». Она стала безошибочным клеймом знака качества продукции «Гуччи». Другой гениальный ход Альдо предпринял после окончания Второй мировой войны. Тогда ощущался дефицит кожи, и он выбросил на рынок парусиновые чемоданы с кожаными ремнями и изысканной отделкой. В 1938 г. Альдо открывает на ультрамодной Виа Кондотти в Риме магазин, который после войны становится «меккой» для богатых американцев, любителей стильных безделушек. С 1960 года туфли от Гуччи выставлены в нью-йоркском музее современного искусства. Кожаные изделия, фарфор и шелковые шарфы принесли Дому Gucci всемирную известность. Изделия этой итальянской фирмы становятся символом высочайшего качества, богатства, престижа. И именно здесь предпочитали приобретать одежду и обувь американские президенты Кеннеди и Рейган.
В 1970 году Альдо Гуччи решил «повесить на свою цепочку пару жемчужин» — создать дорогие духи. В 1971 г. «Гуччи Парфюм» выпустила первые духи Gucci № 1 провозглашавшие традиционные ценности «Гуччи»: качество и сдержанную элегантность. Следующие духи создавались в том же стиле. Первый намек на изменения пришел с парфюмом Accenti, который нес оригинальную фруктовую ноту. В 1990 г. Маурицио, внук Гуччо, пригласил молодого техасца Тома Форда, который в 1994 г. стал арт-директором фирмы и возродил марку. Новый стиль «Гуччи» стал более острым, резким, модерновым и эротичным. Но решающий перелом осуществили Envy. Искренние и, бесспорно, сексуальные, они привлекли внимание молодежи. Слегка андрогенные духи — унисекс — представляли собой холодно-зеленоватую жидкость в подчеркнуто современном флаконе, символически противопоставляемом кровавому и порой бесславному прошлому компании.
Шестеро детей и пятеро внуков Гуччо создали империю с ежегодным оборотом в 800 миллионов долларов и 150 магазинов по всему миру. Братья и кузены сражались за контроль над мультимиллиардным состоянием основателя компании Гуччо Гуччи. Гуччи настолько погрязли в семейных склоках, что, в конце концов, их бизнес был скуплен бахрейнским инвестиционным банком Investcorp, дочерней фирмой Гуччи. В 1989 году свои акции продали братья Роберто, Паоло и Джорджио. Маурицио сместил Альдо с поста главы компании. А утром 27 марта 1995 года на миланской улице Палестро мультимиллиардер, хозяин крупнейшего в Италии финансово-промышленного дома Gucci 45-летний Маурицио Гуччи был убит четырьмя выстрелами из пистолета. Киллеру удалось скрыться с места происшествия. Впервые был убит известный представитель мира высокой моды. Смерть Маурицио Гуччи потрясла мир так же, как спустя два года потрясет убийство Джанни Версаче.
После смерти Маурицио дизайнер Том Форд и менеджер Доменико Де Соле сделали почти невероятное — подняли фирму и увеличили ее оборот. Однако напряженность в отношениях между руководителями этого крупнейшего модного концерна не прекращается. По сведениям наиболее авторитетного американского модного издания Women’s Wear Daily 99,25% акций Gucci Group N.V. была скуплена французским концерном PPR. Это повлекло за собой смену руководства фирмой и смену политики, направленной на повышение доходов, расширение и популяризацию бренда. Тома Форда на посту арт-директора сменила Алессандра Факинетти, команда дизайнеров осталась прежней.
Хорин К. Ветер перемен // Vogue. — 2005. — Февраль. — С. 64
Симоненко А. Дом Gucci внезапно потерял главу // Коммерсант. — 2004. — 22 октября.
Гуччи // История моды с ХУШ по ХХ век: Коллекция Института костюма Киото. — Кельн, 2003. — С. 622, 678 — 679: цв. ил.
Гуччи // Коммерсант-Стиль. — 2003. — № 51. — С. 30 — 31: цв. ил.
Гуччи // Балдано И. Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия. — М., 2002. — С. 106.
Gucci // Mc. Dowell. Fashion today. — London, 2000. — C. 228, 266—269, 349: ил.
Gucci // Духи и мода / Пер. с англ. Мордвинцевой Н. Б. — М.: БММ АО, 2001. — С. 68—71: ил.
Гуччо Гуччи // Парфюмерия и косметика. — 1998. — № 2. — С. 50: цв. ил.
Гуччо Гуччи // Ильинский М.М. Джанни Версаче. — М., 1998. — С. 96—101.
Gucci Guccio //The fashion book. — London, 1998. — С. 201: ил.
Гуччо Гуччи. Из пепла — в Фениксы-феномены // Ильинский М. М. Ее Величество Мода. — Смоленск: Русич, 1997. — С. 226—228.
Дали Сальвадор (1904—1989) — великий испанский художник-сюрреалист, чья жизнь стала мифом. Непревзойденный гений, неисчерпаемый фантазер, экстравагантный мистификатор, Дали обладал поистине универсальным даром и сумел реализовать себя в различных областях творчества: в изобразительном искусстве, литературе, театре, кинематографе и даже в моде. Он родился в городе Фигата в Каталонии в семье адвоката. Его полное имя Сальвадор Хасинто Филипе Дали Даменеч Куси Фаррес. Способности к искусству проявились у него довольно рано и всячески поощрялись в семье. В 17 лет Сальвадор поступил в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо. Здесь судьба свела его с Гарсиа Лоркой, Луисом Бюнюэлем, Рафаэлем Альберти. «Его талант от бога подкреплялся удивительной работоспособностью», — вспоминал о годах учебы в академии замечательный поэт и художник Рафаэль Альберти. В 1925 году Дали окончил Академию и в этом же году в галерее Далмау в Барселоне была организована его первая персональная выставка, принесшая первый успех. В 1927 году художник во время своей первой поездки в Париж знакомится с Пабло Пикассо. Эта встреча изменила у Дали направление поисков собственного неповторимого образно-пластического языка. Он создает свое первое сюрреалистическое произведение «Великолепие руки». В этом же году Дали совершает еще одну поездку в Париж, который неумолимо влечет его к себе. Он посещает персональные выставки сюрреалистов, а Хуан Миро вводит Дали в их круг, представив Андре Бретону и Полю Элюару. Важным событием в жизни художника явился ответный визит к нему в Кадакс Бретона и Элюара с женой Галой (Елена Дьяконова). Дали влюбился в нее сразу и на всю жизнь. Она стала его музой, женой, опорой, менеджером, медиумом, моделью, импресарио, пресс-атташе, манекенщицей, хозяйкой, смыслом и вдохновением. Именно Гала убедила этого испанского отшельника в том, что невозможно преуспеть в мире искусства оставаясь в деревне, в том, что даже невероятно талантливому художнику необходимы связи, общение с собратьями и реклама.
В 1930-е годы творчество Дали расцветает, он пробует себя в разных направлениях: оформляет витрины, интерьеры, создает эскизы платьев и шляп. Лозунг Сальвадора Дали: «Сюрреализм не искусство, но образ жизни». Жена стала первой его моделью для воплощения «сюрреалистической женщины», такой, как он хотел, чтобы были все женщины Парижа, Рима, Нью-Йорка. И Гала меняет свой любимый и скромный костюмчик от Шанель на несвойственный ей пышный, барочный стиль прекрасной итальянки Эльзы Скиапарелли, открывшей свой салон на Вандомской площади в Париже. Эльза ввела в моду сюрреализм, использовав в своих коллекциях его принцип вырывать обычные предметы из привычного окружения и показывать их в другом контексте. Вызвало шок великолепное вечернее «лоскутное платье» с эффектом потертости, узор которого создавал Дали. Он придумал для Эльзы знаменитую сумочку из черного бархата в форме телефона с вышитым золотым диском. Художник делает рисунки для коллекций платьев и шляп Скиап, как называют ее друзья. Гала в целях рекламы одевает эти экстравагантные платья: сказочное платье с пуговицами из поддельных шоколадных конфет, покрытое пчелами, или костюм, украшенный вышитыми губами, знаменитое белое вечернее платье с нарисованным Дали гигантским красным омаром… Но гвоздем коллекции стала шляпка в форме черной туфли на шпильке! Склонность к сюрреалистическим импровизациям и стремление шокировать сделали творческий союз Дали и Скиапарелли весьма плодотворным, претворив в жизнь сложный синтез костюма и живописи.
История моды с ХVIII по ХХ век: Коллекция Института костюма Киото. — Кельн, 2003. — С. 630.
Эльза Скиапарелли // Зелинг Ш. Мода. Век модельеров: 1900—1999. — М., 2000. — С. 149—151: ил.
Муза или колдунья // Бона Д. Гала / Пер. с франц. Н. Н. Цурцилиной. — Смоленск: Русич, 1997. — С. 383—386.
Дали С. Дневник одного гения. — М.: Искусство, 1991. — 271 с.
Рожин А. И. Сальвадор Дали. — М.: Знание, 1989. — 56 с.
Светлана Ермишко

