Петербургские библиотекари создали универсальный путеводитель по современным детским книгам, предоставляющий читателям возможность познакомиться с новыми именами в отечественной литературе.
В заголовок этой заметки вынесен вопрос из забавной книжки французской писательницы Франсуазы Буше «Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать», выпущенной издательством «Clever». В этой книге «для взрослых и их-хи-хи детей», иллюстрированной автором, имеется масса полезных советов и ответов на вопросы о том как глотать книги в неограниченном количестве и совершенно при этом не толстеть; нужно ли дочитывать книгу до конца и какие заклинания помогают прекратить чтение занудной книги; что делать, если толстые книги тебя пугают; почему книга лучше, чем телевизор, компьютер, iPad, даже кролики и шоколадки и т. д.
Тема привлечения ребёнка, подростка, школьника к чтению остаётся насущной и дискуссионной. Не случайно не стихают, а лишь актуивизируются страстные дискуссии о списке «100 книг» и о месте современной литературы в школе.
«Детской литературы в России вообще-то нет. Её нет ни как свода текстов, входящих в круг детского чтения, ни как плеяды авторов, представляющих национальную литературу миру, и уж точно нет как ниши на книжном рынке. Её нет как института, включающего в себя писательский, читательский и профессиональный исследовательский цеха, находящиеся в постоянном, желательно — плодотворном, взаимодействии», — утверждает современный критик.1 И, к сожалению, эта точка зрения бытует и среди воспитателей детских садов, и школьных учителей, и книжных продавцов, и, конечно, родителей, покупающих своим детям вечный классический набор, состоящий из книг их детства.
Своеобразным ответом всем этим спискам, ответом тихим, но очень профессиональным и внятным, стала публикация книги «Миллениум. 1000 книг. Книжный микс» (под общей редакцией Н. Н. Мазняк). Эта книга стала результатом десятилетней работы коллектива петербургской Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина. С декабря 2002 года отдел комплектования фондов и отдел библиотечных инноваций и методической работы проводили среди своих читателей книжный хит-парад, включавший десятку лучших новинок книжного рынка за месяц. Новинки, издаваемые в «нулевое» десятилетие, соседствовали с признанными шедеврами детской литературы. За десять лет библиотекой был сформирован уникальный набор из сотни книжных хит-парадов.
Вообще, путеводители для читателей — очень полезный жанр. Ведь мы знаем, что сегодня очень сложно сориентироваться в безбрежном море издающихся книг. Поэтому зачастую важно знать, где можно найти интересную книгу, на каком сайте посмотреть информацию о ней, к чьему совету прислушаться. Так, например, замечательным путеводителем по книгам, которые нужно прочитать в детстве и отрочестве, является книга известного историка литературы М. О. Чудаковой «Не для взрослых. Время читать». Мариэтта Чудакова пишет: «В отрочестве складываются привычки. Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки — потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь. В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги — или не прочитываются уже никогда. Потому что есть три закона чтения, и два с половиной из них выведены мною лично. Первый: нет книг, которые читать — рано. Второй: есть книги, которые читать — поздно. И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть». Эта книга — авторский путеводитель в мир литературы, это особый жанр «воспоминаний о чтении и о книгах», которые М. Чудакова читала в школьные годы.
Мария Александровна Черняк, профессор кафедры новейшей русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор филологических наук,
Санкт-Петербург
1 Скаф М. Новая детская литература // Октябрь. — 2012. — №12.

