Музеефикация регионального архитектурного наследия. Из опыта Гомельской областной библиотеки

Где находятся места памяти, представляющие точки доступа к особому состоянию сближения настоящего с прошлым? Именно библиотеки собирают, хранят, транслируют культурное наследие, не прерывая времён связующую нить.
Переломным эпохам свойственен такой феномен, как музеефикация — стремление музейного пространства поглотить социокультурное. Музеефикация — репрезентация региональных объектов в качестве потенциального музейного артефакта с целью их сохранения, выявления научной ценности, включения в современную культуру, трансляции будущим поколениям.
В переходный период происходит недифферинцированное расширение мемориального поля, как способа сохранения континуальности в дискретной реальности1.
Чувство непрерывности реализуется в местах памяти, представляющих точки доступа к особому состоянию сближения с прошлым. Поэтому в первой четверти XXI столетия происходит небывалый — с XVIII в. — рост институализированных мест социальной памяти: библиотек, архивов, музеев. Библиотеки — собиратели, хранители, трансляторы культурного наследия. Гомельская областная библиотека, выполняя мемориальную функцию, является площадкой для реализации разнообразных инициатив краеведческой направленности2.
В 2019 г. Гомельская областная библиотека стала обладателем уникального архива семьи И. Ф. и В. С. Бурлака, переданного дочерью зодчих — Еленой Ивановной Жуковой. Иван Фёдорович Бурлака спроектировал площадь Победы, на которой расположен библиотечный комплекс, а Валентина Саввична — архитектор здания Гомельской областной библиотеки. Зодчие участвовали в восстановлении Гомеля и Гомельской области после Великой Отечественной войны, проекты архитекторов являются ценным свидетельством региональной градостроительной истории 1950–1970-х годов.
Переданные артефакты ценного архива И. Ф. и В. С. Бурлака условно подразделялись на семейную коллекцию (личные документы и вещи, фотографии, библиотека) и творческое наследие (эскизы, наброски, фотографии проектов; архитектурные и интерьерные фотографии; инструменты черчения и рисования; специальная литература).
Автором стал осуществляться процесс актуализации наследия, получивший название «архитектурное краеведение» и состоявшего из четырёх этапов: сохранения, исследования, интерпретации, коммуникации3.

Елена Александровна Ведь, ведущий библиотекарь Гомельской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина, Республика Беларусь

1 Бакаютова Л. Сохраняя и развивая: [о музее как о центре сохранения культурного наследия и формирования культуры] / Л. Бакаютова // Мир музея. — 2008. — №10. — С. 20.
2 Бамбешка І.І. Эвалюцыя, змест і сутнасць паняцця «культурная спадчына» / І.І. Бамбешка // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. — 2013. — №2. — С. 130.
3 Антропология музея: концептосфера идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант (материалы «круглого стола») / Б. И. Пружинин [и др.] // Вопросы философии. — 2019. — №5. — С. 20.