Современный облик Гомеля и малых городов Гомельской области в немалой степени определяется творческими достижениями И. Ф. и В. С. Бурлака, чьё архитектурное наследие является ценным свидетельством региональной градостроительной истории 1950–1970-х годов. Иван Фёдорович Бурлак спроектировал площадь Победы, на которой расположен библиотечный комплекс, а Валентина Саввична — архитектор здания Гомельской областной библиотеки.
Семейная библиотека — это создаваемое членами семьи собрание информации, зафиксированной на материальных носителях и удовлетворяющее культурные потребности лиц, связанных родственными узами1. В 2019 г. Гомельская областная библиотека стала обладателем уникального архива семьи Бурлака, переданного дочерью зодчих — Еленой Ивановной.
Сложносоставное собрание из 276 объектов включает семейную коллекцию (личные документы и вещи, фотографии), творческое наследие (эскизы, наброски, фотографии проектов; архитектурные и интерьерные фотографии; инструменты черчения и рисования) и семейную библиотеку. Автор занялся музеефикацией семейного архива. Были созданы три мемориальные коллекции: Ивана Фёдоровича, Валентины Саввичны и общая. Каждая коллекция, в свою очередь, подразделялась на подфонды.
Первоначально семейная библиотека понималась исключительно как книжное собрание. Ввиду этого планировалось создать в каждой мемориальной коллекции книжный подфонд2. Но в процессе атрибуции были выявлены альбомы, брошюры, буклеты, комплекты открыток и почтовых карточек, газета и отрывной календарь, поэтому для музеефикации домашней библиотеки
И. Ф. и В. С. Бурлака был использован не книговедческий, а документоведческий подход3.
Раздел, включающий документы семейной библиотеки, решено было назвать подфондом печатных изданий. Артефакты характеризовались по виду издания, формату, характеру оформления и полиграфического исполнения. Семейная библиотека понималась как домашний документный фонд, который раскрывался через библиографическое описание, владельческие и дарственные записи4. Графы: степень сохранности, принадлежность, источник и форма поступления, шифр были обязательными для всех разделов коллекций. Таким образом, была разработана структура, наиболее полно описывающая подфонд печатных изданий.
При описании степени сохранности издания и наличия в нём автографов, записей применялись наименования внешних структурных элементов произведения печати: обложка, суперобложка, футляр, переплёт, корешок, книжный блок, форзац, титульный лист, авантитул, контртитул, колонтитул5.
Переданная домашняя библиотека И. Ф. и В. С. Бурлака обладает относительно невысокой репрезентативностью. Шестьдесят четыре объекта не могут охарактеризовать с исчерпывающей полнотой владельцев как читателей, книголюбов, библиофилов; состав и круг чтения супругов; историю формирования, особенности комплектования домашнего библиотечного фонда; профессиональные и творческие связи архитекторов; их политические взгляды и материальное положение6. Тем не менее даже такой сравнительно небольшой библиотечный фонд — целостное историко-культурное явление, дающее представление о личностях Ивана Фёдоровича и Валентины Саввичны.
Елена Александровна Ведь, библиотекарь I категории Гомельской областной библиотеки
1 Радишаускайте Н. В. Личная библиотека: от терминологического анализа к пониманию явления / Н. В. Радишаускайте, И. В. Лизунова // Библиография. — 2020. — №3. — С. 102–103.
2 Карпова И. А. Судьба одного частного собрания и мемориальная деятельность библиотеки // Библиотечное Дело. — 2012. — №16. — С. 16.
3 Сукиасян Э. Р. Практическое документоведение: учебно-практическое пособие. — Санкт-Петербург: Профессия, 2014. — С. 69.
4 Ильина О. Н. Изучение личных библиотек в России: материалы к указателю литературы за 1934–2006 гг. — Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/ilyina_izuchenie_lichnykh_bibliotek_v_rossii_2008__ocr.pdf
5 Маркоткин М. Ю. Оценка качества печатного книжного издания // Библиография. — 2015. — №2. — С 35.
6 Библиофильство и личные собрания = Bibliolatry and private collections: [материалы Второй международной конференции библиофилов (22 марта 2013 года) / автор идеи, предисл., сост. М. В. Сеславинский]. — М.: Пашков дом, 2013. — С. 52.

