Волонтёрское движение в библиотеках Москвы в начале третьего десятилетия нового века набрало силу. Этому способствует как общий волонтёрский тренд в стране, так и перевод московских библиотек в новый формат работы.
Волонтёр — активный помощник библиотекаря, профильный гид читателя, менеджер библиотечного проекта. Главный герой библиотеки — книга. Она связывает читателя и библиотекаря в желании найти, прочитать, поделиться эмоциями. Культурный феномен библиотечного пространства — актовый и выставочный зал с книгами и фортепиано. Именно он становится площадкой для книги на сцене, театра стихов, театра прозы, театра чтения, стихотерапии*.
Синтез музыки и литературы доказывает свою состоятельность. Музыкально-литературный вечер представляет большие возможности для показа книги, вдумчивого её чтения и слушания. Он включает в себя: слушание литературных и музыкальных произведений; лекционную часть, в которой представлены сведения об исполняемых сочинениях и их авторах, времени, географическом месте; наглядную визуализацию (представление) с демонстрацией репродукций картин и портретов; исполнительскую часть. В его арсенале разные средства эмоциональной выразительности, включая музыку и изобразительное искусство. Они погружают читателя в историческую эпоху, позволяя совершить путешествие во времени и географическом пространстве1, в мир литературного слова и музыкальных звуков. Вечер в библиотечном формате предполагает разговор-диалог, совместное обсуждение литературной темы с непременным оформлением стихотворными и прозаическими художественными текстами. Такие вечера разнородны в своей ипостаси.
В ходе волонтёрской деятельности нами выявлены структурные ориентиры в разработке музыкально-литературных вечеров в библиотечном формате. Подготовленные тексты опубликованы в учебно-методическом сборнике2, а сами вечера частично реализованы в формате камерного пространства библиотечного зала3. В основу разработки сценария вечера брались: книга как отдельно взятая, так и собрание сочинений; творческий путь и личность художника; эпоха и время, немузыкальное нехудожественное знание; отдельно музыка, другое. По мере необходимости обращались к специальной литературе и имеющемуся багажу знаний. Знание музыкальной литературы и истории музыки, музыкальной эпохи и стилей, концертного репертуара для разных инструментов, истории написания музыкальных пьес, биографии композиторов с одной стороны; истории литературы, географии и быта разных эпох, в которой творили авторы литературных текстов, с другой, стали нам в помощь. Позволим себе в этой связи дать наши скромные рекомендации молодым волонтёрам, работающим в сфере организации и проведения музыкально-литературных вечеров в городских библиотеках.
Илья Евгеньевич Михайлов, волонтёр авторского методического и творческого проекта «Шелест литературно-музыкальных страниц», Москва
* В нашей волонтёрской практике это театр стихов Валерия Петрова (Петвала), театр Трёх муз п/р Людмилы Грибовой и методика стихотерапии кандидата педагогических наук Л. В. Богомоловой.
1 Михайлов И. Е. Литературная география… Это интересно! Букдайджест для библиотекаря. — Библиотечное дело. — 2019. — №21. —
С. 37–39.
2 Михайлов И. Е. Литературно-музыкальные гостиные: учебно-методическое пособие. — СПб.: Планета музыки, 2020. — 104 с.
3 Михайлов И. Е. Шелест литературно-музыкальных страниц: креатив в камерном пространстве. — Музыка и время. — 2020. — №11. — С. 48–50.

