В небольшом селе Сигаево, что находится в Удмуртии, на базе районной библиотеки реализуется социальный инклюзивный проект под названием «Вместе».
По официальным данным в Сарапульском районе (административным центром которого и является село Сигаево) проживает 94 ребёнка с инвалидностью, но по неофициальным данным их гораздо больше. Ведь многие родители из-за своей неграмотности, либо по личным причинам не желают присваивать своему ребёнка статус инвалида и стараются реабилитировать и социализировать ребенка самостоятельно. Вне зависимости от его возраста и состояние ребенок — это человек, это гражданин!
Актуальностью проекта является необходимость внедрения инклюзивного пространства в библиотеку как среду успешного взаимодействия инвалидов с другими людьми. Библиотека, принимает индивидуальность каждого участника процесса, а их образование и досуг организуются таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого человека.
Цель проекта: социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей с элементами сенсорной и библиотечной терапии.
Главная наша задача показать людям со здоровыми детьми, что «особые» дети — это такие же дети, они не заразные, они нуждаются в общении!
2 ноября 2018 года на базе районной библиотеки состоялось торжественное открытие сенсорной комнаты, которое состоялось благодаря Благотворительному фонду «Добро» и холдингу «УДС Групп». Сенсорная комната в структуре библиотеки – новый шаг в деятельности библиотек по пути к формированию системы интегрированных социокультурных коммуникаций. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которой способно значительно оптимизировать и совершенствовать работу любой, даже самой маленькой библиотеки. В зависимости от проблематики и возраста ребёнка библиотекой используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Наша библиотека активно участвует в сенсорном развитии маленького читателя в частности путём занятий в сенсорной комнате. Именно здесь созданы условия для формирования у детей восприятия звука, ритма, цвета, согласование движений собственного тела; развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления, развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между специалистами и детьми. Для реабилитации детей в библиотеке создаётся особая среда через сотрудничество, соучастие, сотворчество со здоровыми сверстниками в различных видах совместной деятельности. Библиотека для «особых» детей является «аптекой для души», исцеляющей через книгу, живое слово. Для реализации проекта уже сегодня разработана программа коррекционно-развивающих занятий «Волшебство сенсорной комнаты». В содержание которой мы видим теоретическую часть и приложения, в которых развивающие игры, виды и формы работы в сенсорной комнате, упражнения для релаксации. Первые тестовые занятия, проведённые в сенсорной комнате, оставили яркие впечатления, как у несовершеннолетних всех возрастов, так и родителей. В ходе занятий дети и родители приобретали благоприятный психоэмоциональный фон, избавлялись от страхов, тревожности, регидности, фрустрации.
Мы уверены, что интеграцию процессов развития, воспитания и обучения, что при поддержке специалистами и средствами библиотеки, а также родительской поддержке, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе.
В современном мире все мы взрослые и дети перегружены негативной информацией. Нас преследуют постоянные стрессы и как приятно иногда попасть в волшебную сказку.В этой прекрасной сказке всё звучит, переливается разными красками, манит, вдохновляет, помогает расслабиться, помогает решить задачи, возможно изменить жизнь… Давайте сделаем жизнь «особых» детей немного лучше ВМЕСТЕ!
Ольга Викторовна Ожгихина, автор проекта, заведующая отделом обслуживания районной библиотеки

