Инесса Николаевна Тимофеева, старший научный сотрудник научно-методического отдела РНБ, одна из старейших отечественных библиографов, автор пособия «Дети. Время. Книга» в двух частях: «Растить детей в любви к Отечеству» и «Как выйти из кризиса детского чтения», сегодня она отвечает на вопросы журнала «Библиотечное Дело».
— Инесса Николаевна, какова, на ваш взгляд, роль детских и школьных библиотек в реализации новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 гг.»?
— Советский Союз был разрушен не танками и самолетами. Была проиграна война психологическая, в свое время спланированная еще шефом разведки США А. Даллесом, утверждавшим, что он найдет единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Мы, говорил он, «посеем в Советском Союзе хаос. Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться невиданная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа на земле. Литература, театры, кино — все будет изображать и вдохновлять самые низменные человеческие чувства». Он был уверен, что все это «окончательно, необратимо приведет к угасанию самосознания» русского народа. И тогда — бери страну голыми руками. Что и произошло в начале и середине 1990-х годов. Россия была на краю гибели, о чем написала в своей предсмертной записке Ю. Друнина, поэт-фронтовик, в отчаянии добровольно ушедшая из жизни. Обращаясь к тем, кто пытался тогда спасти страну, она говорила, что не верит в эту возможность и потому выбирает смерть:
Как летит под откос Россия
Не могу, не хочу смотреть.
Новый президент страны В. В. Путин вместе с соратниками, опираясь на огромный духовный потенциал нации, удержал Россию над пропастью, спас ее. Но угроза ее целостности сохраняется. В наши дни психологическая война двух миропорядков продолжается, но мы научились сопротивляться.
В этих условиях чрезвычайно важно воспитание подрастающего поколения.
Сеть детских библиотек, охватывающая всю страну, от мегаполисов до сел и деревень, — драгоценное достояние российского народа и бесценное сокровище мировой культуры, обеспечивает в своих лучших проявлениях одинаковые стартовые возможности развития всех детей, независимо от их социального положения. Под руководством РГДБ детские библиотеки страны накопили замечательный опыт патриотического воспитания детей и подростков.
Говоря о значении детских библиотек в патриотическом воспитании, хочу отметить их заслуги в реализации первой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». В обстановке явного саботажа этой программы некоторыми СМИ детские библиотеки России были в ряду тех общественных сил, которые много сделали для реализации этого исторического документа, который вернул патриотизму статус государственной идеологии.
Деидеологизация — сказка для наивных, под покровом которой был внедрен в общественное сознание миф о всесилии золотого тельца — мощная идеология со своими целями, задачами, системой ценностей и моралью, согласно которой человек человеку волк, а чистоган и нажива — выше интересов Родины.
Существует мнение, будто идеология золотого тельца — неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Это неправда: жизнь показывает, что и в условиях рынка могут и должны быть гуманные отношения между людьми, а также — цивилизованные трудовые отношения. Но для этого требуется целенаправленное воспитание нации, а у нас все получилось с точностью до наоборот: в начале 90-х годов отечественные ученые были отстранены от реформ образования, а зарубежные консультанты внедрили у нас либерально-демократическую педагогику, согласно которой воспитание — это тоталитарный гнет, мешающий свободному, творческому развитию человека, что применительно к нашему делу означает отрицание руководства детским чтением. Между тем, именно нравственные ценности, усвоенные в раннем детстве, способствуют дальнейшему формированию у человека гражданской позиции, гуманизма, совестливости. Эта концепция лежит в основе Государственной программы. Скажу об этом конкретнее.
В программе говорится о необходимости «противодействовать попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства». Применительно к детям это означает привитие им с ранних лет иммунитета против антипатриотизма, более того, не просто иммунитета, а активного неприятия, противодействия. Например, определенные силы в СМИ с настойчивостью, достойной лучшего применения, пытаются сегодня внедрить в общественное сознание мысль о том, что в возможном распаде России нет ничего страшного. Так устроен мир. Все движется, изменяется и всему свое время. Была Рим-ская империя, был Советский Союз… Дети беззащитны и доверчивы, но в библиотечной педагогике сложилась целая система работы, способная противостоять антипатриотизму. Эта система, впитавшая в себя традиции отечественной педагогики, полностью отвечает требованиям программы, нацеленной на «дальнейшее развитие патриотизма как стержневой духовной составляющей России».
Для реализации этой задачи существует соответствующая литература и методы ее пропаганды среди детей и подростков. Но одно дело возможности, а другое — их реализация, воплощение в жизнь. Как явствует из программы, главный «механизм ее реализации — совершенствование государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания…». Среди главных ее исполнителей, наряду с Министерством обороны РФ, названы Министерство образования и науки РФ и Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Разумеется, министр образования А. А. Фурсенко и министр культуры А. С. Соколов — люди патриотической ориентации, но, похоже, подчас важнейшие решения принимают не они, а их аппарат. Наверняка, Фурсенко очень удивился бы, узнав, что из общеобразовательного стандарта по начальной школе исключен предмет «Внеклассное чтение», а А. С. Соколов, очевидно, еще не разобрался в коварстве своих чиновников, намеревающихся под благовидными предлогами демонтировать сеть детских библиотек страны.1 Выполнение этого плана было бы страшным ударом по патриотическому воспитанию, потому что детские библиотеки со своими богатыми фондами и высококлассными специалистами являются для детских садов и школ ресурсной и методической базой, что особенно важно в условиях неблагоприятного социокультурного контекста. Вот как взволнованно говорит о трудностях учителей губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко2: «Нередко учитель остается один на один с проблемой, какой дорогой вести учащихся к духовности, на какие ценности ориентироваться, что они увидят в конце пути и как противостоять хорошо организованным, технически оснащенным средствам массовой информации, для которых зачастую нравственность, культура подрастающего поколения — не главные ценности. Из сознания школьников стирают такие понятия как: честь, совесть, стыд, ответственность, порядочность, чувство меры».
У нас много хороших библиотек и библиотекарей, но часто непрофессиональное управление сводит на нет их усилия. К этому добавились серьезнейшие ошибки в науке, отрицающей руководство чтением и просветительскую, воспитательную функцию библиотек, что снижает их авторитет в обществе и делает возможным постановку вопроса о закрытии.
Для исправления положения надо, прежде всего, восстановить прежний высокий уровень работы детских библиотек со школами, что дает возможность дойти до каждого учителя, а потому — и ребенка. Для этого имеется отличная научно-методическая база: классика нашей профессиональной литературы — пособие РГДБ «Библиотечно-библиографические знания школьникам» (М., 1989). В дополнение к этому пособию рекомендуем пособие, в котором отражен опыт детских библиотек в освоении новых электронных средств информации — «Основы информационной культуры» (Озерск, 2004). Повысить качество руководства чтением помогут статьи и книги И. И. Тихомировой, в частности, ее монография «Психология детского чтения от А до Я» (М., 2004).
— Вы изучали патриотическое сознание современных школьников. Каковы выводы?
— Молодежь очень разная, но скажу о главной тенденции. Мои личные наблюдения, а также социологические исследования и изучение художественного творчества юных (их рассказы, стихи, очерки) позволяют сделать вывод о том, что происки наших геополитических оппонентов и их сторонников внутри страны, направленные на уничтожение национального самосознания нашего народа, его исторической памяти, — провалились. Дети — самый чуткий барометр души народной, и изучение детей показало, что народ не принял очернения своей истории и развенчания ее святынь. Для примера приведем данные из исследования РГДБ, которое свидетельствует о том, что для большинства старшеклассников характерна беззаветная и жертвенная любовь к Отечеству, страдание за него («мы не должны безучастно смотреть, как наша страна разрушается»), непримиримость к негативным явлениям (жуликам, взяточникам, бандитам), желание гордиться Родиной.3
И об этом ребята пишут с юношеским максимализмом, взволнованно, страстно, поэтично. Многие ответы заканчиваются словами: «Я — патриот!», «Я — патриотка!» («Уважение к своему отечеству является самым важным качеством человека. Необходимо защищать свою Родину и отстаивать ее свободу и независимость»).
Чрезвычайно ценна и такая особенность патриотического сознания молодежи, как благодарность Родине («Патриотизм, — пишет Анастасия, — я бы определила как долг благодарности человека своей стране и помощь в ее процветании. Патриотизм — это здорово»).
Очень ценен интернационализм сознания. Вот, например, как говорит о национальной политике юноша Попов: «Любовь к Родине должна найти в человеке ту золотую середину, когда он, не ущемляя права других национальностей, будет выступать за свою страну».
Говоря о патриотизме подростков и юношей, надо сказать, что среди них есть лидеры, у которых беззаветная преданность Родине сочетается с образованностью, культурой, хорошей теоретической подготовкой. Эти ребята способны дать отпор идейным недругам России и повести за собой сверстников.
Знак равенства между Советским Союзом и фашистской Германией лег в основу некоторых трудов по новейшей истории. Именно после их появления понятия «красно-коричневая чума», «советская оккупация» прочно вошли в обиход. А слово «патриот» стало едва ли не ругательным. Стал усиленно навязываться тезис о том, что «патриотизм — последнее прибежище негодяев». Целое поколение молодежи, любившей свою страну, должно было в одночасье произвести переоценку ценностей. Для многих это оказалось непосильным. Некоторые подростки, называющие себя скинхедами, стали исповедовать теорию расовой ненависти, по сути, стали нацистами в стране, победившей фашизм. И они — далеко не последние жертвы деформации исторической памяти.
Но молодежь умеет делать собственные оценки и выводы. Александр Дюков, член клуба «Диалог», в частности, пишет: «Представление истории нашей страны как цепи ошибок и преступлений также имеет четко осознаваемую цель — внушение обществу пораженческих поведенческих модусов; мол, если эта цивилизация за всю свою историю породила лишь воровство и дикость — надо ли ей существовать вообще? К тому же потерявшими культурную и цивилизационную память обезличенными массами управлять гораздо легче (в свою очередь, благодаря этой легкости можно получить бесперебойное снабжение природными ресурсами по демпинговым ценам — мечта любого промышленника и любого государства). Но и этим не кончается угроза России: речь идет об этноциде, то есть попытках разрушения нашей веками сложившейся культуры, с ее языком, литературой, нравственными ценностями, что явилось бы для нас национальной катастрофой».
Патриотическое сознание московских школьников, выявленное исследователями РГДБ, характерно для многих подростков и показывает тот высокий уровень гражданского развития, которого добиваются совместными усилиями школа и детские библиотеки. Конечно, это лучшие ученики, но о возможностях развития и надо судить по его высшим достижениям.
— Известно, что патриотизм воспитывают на героических страницах истории. А как, на ваш взгляд, знакомить подрастающие поколения с историческими трагедиями? И надо ли это вообще?
— Детям надо рассказывать о сталинских репрессиях как о грозном предупреждении и для того, чтобы они очень ценили и берегли демократию, которая досталось нам дорогой ценой. Но я решительно против использования трагедии народа для очернения всей нашей великой истории и, что еще хуже, для подавления национального самосознания. Поэт-фронтовик Эдуард Асадов в стихотворении «Иванам, не помнящим родства», обращаясь к «крикунам, что державу напористо разрушали, лезли в драку, шумели, митинговали», бросает им упрек: именно они и «подталкивали к успеху тех, кто погубил Союз»:
Что ж вы пляшете, дьяволы, на костях
На отцовских костях ведь сегодня пляшете…
Для детей младшего возраста нравственные аспекты исторической памяти раскрыты в книге, подготовленной в МГУ им. М. Ломоносова: История. Справочник дошкольника / Сост. С. В. Новиков; Филол. о-во «Слово». — М.: АСТ, 1998. — 384 с. с ил.
— Хотелось бы знать ваше мнение и о том, на какие пробелы в патриотическом воспитании школьников надо обратить внимание детским библиотекарям.
— Сегодня важнейшими проблемами являются: национализм; негативное отношение к воинской службе; социальная неблагодарность, которая порождает гражданскую пассивность молодежи, в частности, равнодушие к выборам — базовой ценности демократии.
О национализме. Проявление национализма в детской, подростковой и юношеской среде — наше горе и позор. Но как и почему иные ребята вырастают такими? Причин несколько, об одной, глобальной по характеру своему, уже шла речь, но не будем снимать вины и ответственности с себя, что покажу на примере. Если бы в детстве парни, убившие таджикскую девочку, были очарованы русским офицером Жилиным и испытали восторг, когда горяночка Дина помогла ему вырваться из неволи («Кавказский пленник» Л. Толстого); если бы в детстве парни, убившие африканского юношу, спасали вместе с Томом и Геком беглого негра Джима, переживая бурю чувств от тревоги, страха, отчаянья до торжества победы («Приключения Тома Сойера» М. Твена), они не совершили бы преступлений, которые суды квалифицировали как проявление расизма, фашизма. Но, увы, сегодня в душах наших детей правят бал не Л. Толстой и М. Твен, а деструктивная литература с ее культом жестокости, насилия, культивируемые на большинстве телеканалов и в печати. И все-таки не будем преуменьшать своего значения и своих возможностей: при всей мощи телевидения непосредственное воздействие на ребят любимого учителя, библиотекаря, не говоря уже о любимой семье — всегда сильнее.
О негативном отношении к воинской службе. Трагедия в Челябинском танковом училище, когда в результате дедовщины молодой солдат стал калекой — апофеоз краха либерально-демократической педагогики, отрицающей воспитание. Люди не рождаются убийцами, взяточниками, рэкетирами, и ответственность за брак в развитии человека должны брать на себя воспитатели. В настоящее время на службу в армию пришло поколение, лишенное опыта нравственного становления, и в этом вина перед армией всех, кому общество поручило воспитание подрастающего поколения. Библиотекари виноваты больше других, потому что ни у кого другого нет такого мощного оружия формирования личности, как книга, и никто кроме нас не владеет в такой степени методами, усиливающими воздействие книги на ребенка, подростка, юношу: помните, у Высоцкого:
Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Педагогика библиотечной работы с детьми еще в советское время разработала систему психологической подготовки мальчиков к выполнению долга по защите Родины. Эта система была обеспечена великолепной литературой, в которой воспитание воинского долга сливалось с развитием благородной личности юноши, молодого мужчины, отважного, великодушного, с высокими представлениями о воинском братстве, дружбе, товариществе. Это классика детской литературы: «Книга будущих командиров» А. Митяева, «Армейская азбука» Б. Никольского. Сейчас военная библиотека для мальчиков пополнилась книгами Б. Алмазова, существенно обогатившего эту тему, восполнив ее пробелы: «Казаки». СПб., 1999; «Русские полководцы». СПб., 1999; «Святой благоверный князь Александр Невский». СПб., 1994. В эту библиотеку входит и литература о подвигах, о доблести, о славе в Отечественной войне и в наше время.
С удовлетворением отмечу, что нашим единомышленником является Министр обороны С. Иванов, который первым на государственном уровне выступил против «дебилизации народа». Нынешний системный кризис Российской армии — результат курса на её разрушение, начавшегося еще в начале 90-х годов, — сегодня медленно, но преодолевается, и мы можем помочь этому.
О социальной неблагодарности. Социальная неблагодарность — опасна для национальной безопасности, потому что воспитывает равнодушие, эгоизм и иждивенческое отношение к стране и обществу. Можно привести много примеров равнодушия к чужой беде, страданиям. К сожалению, становится нормой «непротивление злу», жизнь по принципу «моя хата с краю». Героизм, рыцарство, милосердие постепенно исчезают из нашей жизни.
Все это последствия методического «стирания» из человеческой памяти героики прошлого, разрушения стереотипов поведения человека как «народного заступника».
— Как вы оцениваете современное состояние работы детских библиотек по патриотическому воспитанию? И что надо сделать для ее улучшения?
— Оцениваю не я, а жизнь, которая показывает, сколько проблем, не известных нам прежде, появилось в жизни современных детей и подростков. Беспризорность, бродяжничество, проституция, наркомания, деструктивное поведение — раньше мы читали об этом только в рубрике «Их нравы». И вот сейчас с этими бедами пришлось столкнуться и нам. Еще раз подчеркну, что именно библиотеки, благодаря своей общедоступности и демократичности, могут стать одним из инструментов в решении этих проблем.
Прежде всего, как говорится в Программе, необходимо совершенствование методов работы институтов государственной власти всех уровней для достижения высокого и стабильного уровня работы всех библиотек и каждой в отдельности.
Об этом шла речь на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности», которая проходила на базе Петербургской центральной городской детской библиотеки — ЦГДБ им. А. С. Пушкина.
В докладе Н. Н. Мазняк, зам. директора по библиотечной и научной работе в ЦГДБ, так сформулированы основы воспитания: «три кита — патриотизм, гражданственность, толерантность — это те опоры, на которых должны держаться современная личность в этом непростом, а порой и яростном мире. Лишь наличие всех трех составляющих может предохранить человека от впадения в крайности. Опоры эти нужно укреплять, но не односторонне, чтобы не накренилось все строение». Это теоретическое положение было раскрыто участниками конференции на материале богатейшей практики детских библиотек. Отметим основные направления этой работы.
Первое. Воспитание у детей дружелюбия и симпатии к людям всех рас и национальностей, особенно к народам Российской Федерации как гаранту укрепления страны.
Н. А. Левченко, зам. директора Саратовской областной библиотеки для детей и юношества, рассказала, что в их области проживает 112 национальностей и что работа по интернациональному воспитанию носит не эпизодический, а системный и каждодневный характер, отличаясь богатством и разнообразием форм, а также содружеством с семьей, школой, культурно-просветительными учреждениями. Все это очень обогащает работу библиотек. Из выступлений участников конференции видно, что библиотекари, занимаясь воспитанием читателей, параллельно изучают их и вносят в работу необходимые коррективы. Так, очень важные и тревожные факты выявило исследование библиотекарей Липецкой областной библиотеки. Оказалось, что 36% детей среднего и старшего возраста считают, что русских обижают (термин читателей); 78% среди своих друзей не имеют лиц других национальностей; 98% не интересуются культурой народов Российской Федерации…4
Значение этих выводов важно не только для библиотек, но и для культуры вообще, особенно СМИ, где укрепилась недооценка пропаганды русской национальной культуры, особенно музыкальной классики, а также для издательств, которые снизили внимание к творчеству писателей из СНГ.
Из материалов конференции я узнала, что в детских библиотеках Чечни активно используют мою энциклопедию «Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти» и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить заведующую библиотекой Азу Алхозову за добрые слова о моей скромной работе.
Второе. В целях патриотического воспитания детские библиотеки предлагают своим читателям, как идеал, героя, отдающего все силы своего ума и сердца Родине. Вот как об этом сказала Н. С. Волкова, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества: «Ратуя за духовное возрождение России, мы, взрослые, обязаны предоставить молодежи некие образцы героев, которые позволили бы формировать молодому человеку собственную модель поведения».
Скажу прямо, поиск героя — задача непро- стая. К сожалению, в советское время недооценивался богатейший воспитательный потенциал дореволюционной детской литературы. А сегодня за скобки читательского интереса вынесена советская детская литературная классика. Искусственное деление истории страны на «хорошие» и «плохие» периоды приводит к деформации этического идеала, без которого невозможно воспитать нравственного, духовно богатого человека.
Восприятие истории как единого поступательного процесса создает основу для объединения общества. Такой подход позволяет детским библиотекам задолго до изучения истории в школе дать ребенку яркие картины из истории Отечества, познакомить с биографией героев, для которых долг служения Отчизне превыше всего. Идеальными помощниками в этом деле станут созданные до революции две классические книги — «Моя первая русская история» Н. Н. Головина и «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой. А также замечательная историческая библиотека детского писателя С. П. Алексеева, из книг которого уже младший школьник узнает о Петре I, Екатерине II, о Суворове и Кутузове, о Пугачеве и Степане Разине, наконец, об истории советского периода, героического, созидательного и трагического. Снятие жестких идеологических ограничений, безусловно, позволило детским библиотекам значительно расширить репертуар литературных произведений, адресованных маленьким читателям. Сегодня им могут предложить книги о жизни великих российских реформаторов, полководцев, о судьбе писателей и поэтов, чьи имена находились под запретом, и рассказы о житии православных святых, книги о людях, стоявших по разную сторону баррикад, но по-своему любивших Россию.
Уважительное отношение к каждому периоду отечественной истории должно прививаться с самого детства. Это станет хорошей основой для воспитания у ребенка толерантности, терпимости, национального самосознания.
— Как, на ваш взгляд, детские библиотеки воспитывают у своих читателей толерантность, и как эта тема была представлена на конференции?
— «Толерантность в контексте детского чтения» — так назывался доклад И. И. Тихомировой, в котором она убедительно доказала, что толерантность — это воспитание гуманного человека и что для нравственного развития нет более эффективного средства, чем художественная литература и хорошая постановка руководства детским чтением.
К сожалению, эта каждодневная, будничная работа, подкрепленная превосходной отечественной методикой, у истоков которой стояли К. Ушинский и Л. Толстой, нередко подменяется суетой и имитацией деятельности: различными тренингами, играми… Эта суета часто зарождается в чиновничьих кабинетах. Так, Министерство образования отчиталось о разработке 170 программ по толерантности и проведению множества совещаний, собраний, круглых столов… «Шумим, братцы, шумим!». К процессу подключена масса случайных людей, от социологов до миссионеров, не имеющих специальной методической подготовки. «А в это время, — говорит И. И. Тихомирова, — лучшая, гуманная литература законсервирована и стоит в запасниках».
Переход от единомыслия к плюрализму был слишком стремительный, поэтому библиотеки, работающие с юными читателями, еще не накопили ни теоретический, ни практический опыт по формированию у них терпимости к инакомыслию. Между тем, толерантность — сильнейший заслон на пути агрессии — представляет собой уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира.
— Есть ли, на ваш взгляд, еще пробелы в патриотическом воспитании в детских библиотеках?
— Да, участники научно-практической конференции правильно говорили, что патриотическое воспитание шире военно-патриотического и включает книги о родной природе и наших замечательных соотечественниках: о революционерах всех поколений, о выдающихся деятелях культуры, искусства, науки. Все правильно. Жаль только, что не было ни одного выступления, раскрывающего систему работы детских библиотек в помощь военно-патриотическому воспитанию, в частности, в психологической подготовке к службе в армии, армейскому братству, о чем так глубоко и вдохновенно говорил великий Сухомлинский.
Не могу умолчать еще об одном пробеле патриотического воспитания. Это подготовка детей к жизни в условиях рыночной экономики, что предполагает создание психологических предпосылок цивилизованным трудовым отношениям. В моем новом пособии «Дети. Время. Книга» этой теме посвящена глава под названием «Любить блеск звезд больше, чем блеск золота».
1 См. об этом: Тимофеева И. В защиту детских библиотек. // Школьная библиотека. — 2005. — № 8, С. 22–29.
2 газета Санкт-Петербургский дневник. — 2005. — 1 сентября.
3 Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеках: Сб. ст. — 2002. — 406 с.
4 Из доклада на конференции Н. М. Голышкиной «Воспитать гражданина своей страны» (Областная детская библиотека, Липецк).

