Нам есть, чем гор­дить­ся, нам есть, что хра­нить. Детс­кие биб­ли­о­те­ки и вос­пи­та­ние люб­ви к Оте­че­ст­ву

Инесса Николаевна Тимофеева, старший научный сотрудник научно-методического отдела РНБ, одна из старейших отечественных библиографов, автор пособия «Дети. Время. Книга» в двух частях: «Растить детей в любви к Отечеству» и «Как выйти из кризиса детского чтения», сегодня она отвечает на вопросы журнала «Библиотечное Дело».
— Инес­са Ни­ко­ла­ев­на, ка­ко­ва, на ваш взгляд, роль детс­ких и школь­ных биб­ли­о­тек в ре­а­ли­за­ции но­вой Го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­мы «Пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние граж­дан Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции на 2006—2010 гг.»?
— Со­ве­тс­кий Со­юз был раз­ру­шен не тан­ка­ми и са­мо­ле­та­ми. Бы­ла про­иг­ра­на вой­на пси­хо­ло­ги­чес­кая, в свое вре­мя спла­ни­ро­ван­ная еще ше­фом раз­вед­ки США А. Дал­ле­сом, ут­ве­рж­дав­шим, что он най­дет еди­но­мыш­лен­ни­ков, сво­их со­юз­ни­ков и по­мощ­ни­ков в са­мой Рос­сии. Мы, го­во­рил он, «по­се­ем в Со­ве­тс­ком Со­ю­зе ха­ос. Мы не­за­мет­но под­ме­ним их цен­нос­ти на фаль­ши­вые и зас­та­вим их в эти фаль­ши­вые цен­нос­ти ве­рить. Эпи­зод за эпи­зо­дом бу­дет ра­зыг­ры­вать­ся не­ви­дан­ная по сво­е­му масш­та­бу тра­ге­дия ги­бе­ли са­мо­го не­по­кор­но­го на­ро­да на зем­ле. Ли­те­ра­ту­ра, те­ат­ры, ки­но — все бу­дет изоб­ра­жать и вдох­нов­лять са­мые низ­мен­ные че­ло­ве­чес­кие чувства». Он был уве­рен, что все это «окон­ча­тель­но, не­об­ра­ти­мо при­ве­дет к уга­са­нию са­мо­соз­на­ния» рус­ско­го на­ро­да. И тог­да — бе­ри стра­ну го­лы­ми ру­ка­ми. Что и про­и­зош­ло в на­ча­ле и се­ре­ди­не 1990-х го­дов. Рос­сия бы­ла на краю ги­бе­ли, о чем на­пи­са­ла в сво­ей предс­ме­рт­ной за­пис­ке Ю. Дру­ни­на, по­эт-фрон­то­вик, в от­ча­янии доб­ро­воль­но ушед­шая из жиз­ни. Об­ра­ща­ясь к тем, кто пы­тал­ся тог­да спас­ти стра­ну, она го­во­ри­ла, что не ве­рит в эту воз­мож­ность и по­то­му вы­би­ра­ет смерть:
Как ле­тит под от­кос Рос­сия
Не мо­гу, не хо­чу смот­реть.

Но­вый пре­зи­дент стра­ны В. В. Пу­тин вмес­те с со­рат­ни­ка­ми, опи­ра­ясь на ог­ром­ный ду­хов­ный по­тен­ци­ал на­ции, удер­жал Рос­сию над про­пастью, спас ее. Но уг­ро­за ее це­ло­ст­нос­ти сох­ра­ня­ет­ся. В на­ши дни пси­хо­ло­ги­чес­кая вой­на двух ми­ро­по­ряд­ков про­дол­жа­ет­ся, но мы на­у­чи­лись соп­ро­тив­лять­ся.
В этих ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­но важ­но вос­пи­та­ние под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния.
Сеть детс­ких биб­ли­о­тек, ох­ва­ты­ва­ю­щая всю стра­ну, от ме­га­по­ли­сов до сел и де­ре­вень, — дра­го­цен­ное дос­то­я­ние рос­сийс­ко­го на­ро­да и бес­цен­ное сок­ро­ви­ще ми­ро­вой куль­ту­ры, обес­пе­чи­ва­ет в сво­их луч­ших про­яв­ле­ни­ях оди­на­ко­вые стар­то­вые воз­мож­нос­ти раз­ви­тия всех де­тей, не­за­ви­си­мо от их со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния. Под ру­ко­во­д­ством РГДБ детс­кие биб­ли­о­те­ки стра­ны на­ко­пи­ли за­ме­ча­тель­ный опыт пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния де­тей и под­ро­ст­ков.
Го­во­ря о зна­че­нии детс­ких биб­ли­о­тек в пат­ри­о­ти­чес­ком вос­пи­та­нии, хо­чу от­ме­тить их зас­лу­ги в ре­а­ли­за­ции пер­вой Го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­мы «Пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние граж­дан Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции на 2001–2005 го­ды». В обс­та­нов­ке яв­но­го са­бо­та­жа этой прог­рам­мы не­ко­то­ры­ми СМИ детс­кие биб­ли­о­те­ки Рос­сии бы­ли в ря­ду тех об­ще­ст­вен­ных сил, ко­то­рые мно­го сде­ла­ли для ре­а­ли­за­ции это­го ис­то­ри­чес­ко­го до­ку­мен­та, ко­то­рый вер­нул пат­ри­о­тиз­му ста­тус го­су­да­р­ствен­ной иде­о­ло­гии.
Де­и­де­о­ло­ги­за­ция — сказ­ка для на­ив­ных, под пок­ро­вом ко­то­рой был внед­рен в об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние миф о все­си­лии зо­ло­то­го тель­ца — мощ­ная иде­о­ло­гия со сво­и­ми це­ля­ми, за­да­ча­ми, сис­те­мой цен­нос­тей и мо­ралью, сог­лас­но ко­то­рой че­ло­век че­ло­ве­ку волк, а чис­то­ган и на­жи­ва — вы­ше ин­те­ре­сов Ро­ди­ны.
Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, буд­то иде­о­ло­гия зо­ло­то­го тель­ца — не­отъ­ем­ле­мая сос­тав­ля­ю­щая ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Это неправ­да: жизнь по­ка­зы­ва­ет, что и в ус­ло­ви­ях рын­ка мо­гут и долж­ны быть гу­ман­ные от­но­ше­ния меж­ду людь­ми, а так­же — ци­ви­ли­зо­ван­ные тру­до­вые от­но­ше­ния. Но для это­го тре­бу­ет­ся це­ле­нап­рав­лен­ное вос­пи­та­ние на­ции, а у нас все по­лу­чи­лось с точ­ностью до на­о­бо­рот: в на­ча­ле 90-х го­дов оте­че­ст­вен­ные уче­ные бы­ли отстра­не­ны от ре­форм об­ра­зо­ва­ния, а за­ру­беж­ные кон­суль­тан­ты внед­ри­ли у нас ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­кую пе­да­го­ги­ку, сог­лас­но ко­то­рой вос­пи­та­ние — это то­та­ли­тар­ный гнет, ме­ша­ю­щий сво­бод­но­му, твор­чес­ко­му раз­ви­тию че­ло­ве­ка, что при­ме­ни­тель­но к на­ше­му де­лу оз­на­ча­ет от­ри­ца­ние ру­ко­во­д­ства детс­ким чте­ни­ем. Меж­ду тем, имен­но нрав­ствен­ные цен­нос­ти, ус­во­ен­ные в ран­нем детстве, спо­со­б­ству­ют даль­ней­ше­му фор­ми­ро­ва­нию у че­ло­ве­ка граж­да­нс­кой по­зи­ции, гу­ма­низ­ма, со­ве­ст­ли­вос­ти. Эта кон­цеп­ция ле­жит в ос­но­ве Го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­мы. Ска­жу об этом конк­рет­нее.
В прог­рам­ме го­во­рит­ся о не­об­хо­ди­мос­ти «про­ти­во­дей­ство­вать по­пыт­кам диск­ре­ди­та­ции, де­валь­ва­ции пат­ри­о­ти­чес­кой идеи в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, про­из­ве­де­ни­ях ли­те­ра­ту­ры и ис­ку­с­ства». При­ме­ни­тель­но к де­тям это оз­на­ча­ет при­ви­тие им с ран­них лет им­му­ни­те­та про­тив ан­ти­пат­ри­о­тиз­ма, бо­лее то­го, не прос­то им­му­ни­те­та, а ак­тив­но­го неп­ри­я­тия, про­ти­во­дей­ствия. Нап­ри­мер, оп­ре­де­лен­ные си­лы в СМИ с нас­той­чи­востью, дос­той­ной луч­ше­го при­ме­не­ния, пы­та­ют­ся се­год­ня внед­рить в об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние мысль о том, что в воз­мож­ном рас­па­де Рос­сии нет ни­че­го страш­но­го. Так уст­ро­ен мир. Все дви­жет­ся, из­ме­ня­ет­ся и все­му свое вре­мя. Бы­ла Рим-с­кая им­пе­рия, был Со­ве­тс­кий Со­юз… Де­ти без­за­щит­ны и до­вер­чи­вы, но в биб­ли­о­теч­ной пе­да­го­ги­ке сло­жи­лась це­лая сис­те­ма ра­бо­ты, спо­соб­ная про­ти­вос­то­ять ан­ти­пат­ри­о­тиз­му. Эта сис­те­ма, впи­тав­шая в се­бя тра­ди­ции оте­че­ст­вен­ной пе­да­го­ги­ки, пол­ностью от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям прог­рам­мы, на­це­лен­ной на «даль­ней­шее раз­ви­тие пат­ри­о­тиз­ма как стерж­не­вой ду­хов­ной сос­тав­ля­ю­щей Рос­сии».
Для ре­а­ли­за­ции этой за­да­чи су­ще­ст­ву­ет со­от­ве­т­ству­ю­щая ли­те­ра­ту­ра и ме­то­ды ее про­па­ган­ды сре­ди де­тей и под­ро­ст­ков. Но од­но де­ло воз­мож­нос­ти, а дру­гое — их ре­а­ли­за­ция, воп­ло­ще­ние в жизнь. Как явству­ет из прог­рам­мы, глав­ный «ме­ха­низм ее ре­а­ли­за­ции — со­вер­ше­н­ство­ва­ние го­су­да­р­ствен­ной влас­ти всех уров­ней в це­лях обес­пе­че­ния го­су­да­р­ствен­но­го вли­я­ния на про­цесс вос­пи­та­ния…». Сре­ди глав­ных ее ис­пол­ни­те­лей, на­ря­ду с Ми­нис­те­р­ством обо­ро­ны РФ, наз­ва­ны Ми­нис­те­р­ство об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки РФ и Ми­нис­те­р­ство куль­ту­ры и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций РФ. Ра­зу­ме­ет­ся, ми­нистр об­ра­зо­ва­ния А. А. Фур­сен­ко и ми­нистр куль­ту­ры А. С. Со­ко­лов — лю­ди пат­ри­о­ти­чес­кой ори­ен­та­ции, но, по­хо­же, под­час важ­ней­шие ре­ше­ния при­ни­ма­ют не они, а их ап­па­рат. На­вер­ня­ка, Фур­сен­ко очень уди­вил­ся бы, уз­нав, что из об­ще­об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та по на­чаль­ной шко­ле иск­лю­чен пред­мет «Внек­ла­с­сное чте­ние», а А. С. Со­ко­лов, оче­вид­но, еще не ра­зоб­рал­ся в ко­ва­р­стве сво­их чи­нов­ни­ков, на­ме­ре­ва­ю­щих­ся под бла­го­вид­ны­ми пред­ло­га­ми де­мон­ти­ро­вать сеть детс­ких биб­ли­о­тек стра­ны.1 Вы­пол­не­ние это­го пла­на бы­ло бы страш­ным уда­ром по пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию, по­то­му что детс­кие биб­ли­о­те­ки со сво­и­ми бо­га­ты­ми фон­да­ми и вы­со­кок­ла­с­сны­ми спе­ци­а­лис­та­ми яв­ля­ют­ся для детс­ких са­дов и школ ре­су­рс­ной и ме­то­ди­чес­кой ба­зой, что осо­бен­но важ­но в ус­ло­ви­ях неб­ла­гоп­ри­ят­но­го со­ци­о­куль­тур­но­го кон­те­кс­та. Вот как взвол­но­ван­но го­во­рит о труд­нос­тях учи­те­лей гу­бер­на­тор Санкт-Пе­тер­бур­га В. И. Мат­ви­ен­ко2: «Не­ред­ко учи­тель ос­та­ет­ся один на один с проб­ле­мой, ка­кой до­ро­гой вес­ти уча­щих­ся к ду­хов­нос­ти, на ка­кие цен­нос­ти ори­ен­ти­ро­вать­ся, что они уви­дят в кон­це пу­ти и как про­ти­вос­то­ять хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ным, тех­ни­чес­ки ос­на­щен­ным сред­ствам мас­со­вой ин­фор­ма­ции, для ко­то­рых за­час­тую нрав­ствен­ность, куль­ту­ра под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния — не глав­ные цен­нос­ти. Из соз­на­ния школь­ни­ков сти­ра­ют та­кие по­ня­тия как: честь, со­весть, стыд, от­ве­т­ствен­ность, по­ря­доч­ность, чувство ме­ры».
У нас мно­го хо­ро­ших биб­ли­о­тек и биб­ли­о­те­ка­рей, но час­то неп­ро­фес­си­о­наль­ное уп­рав­ле­ние сво­дит на нет их уси­лия. К это­му до­ба­ви­лись серь­ез­ней­шие ошиб­ки в на­у­ке, от­ри­ца­ю­щей ру­ко­во­д­ство чте­ни­ем и прос­ве­ти­тельс­кую, вос­пи­та­тель­ную функ­цию биб­ли­о­тек, что сни­жа­ет их ав­то­ри­тет в об­ще­ст­ве и де­ла­ет воз­мож­ным пос­та­нов­ку воп­ро­са о зак­ры­тии.
Для исп­рав­ле­ния по­ло­же­ния на­до, преж­де все­го, вос­ста­но­вить преж­ний вы­со­кий уро­вень ра­бо­ты детс­ких биб­ли­о­тек со шко­ла­ми, что да­ет воз­мож­ность дой­ти до каж­до­го учи­те­ля, а по­то­му — и ре­бен­ка. Для это­го име­ет­ся от­лич­ная на­уч­но-ме­то­ди­чес­кая ба­за: клас­си­ка на­шей про­фес­си­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры — по­со­бие РГДБ «Биб­ли­о­теч­но-биб­ли­ог­ра­фи­чес­кие зна­ния школь­ни­кам» (М., 1989). В до­пол­не­ние к это­му по­со­бию ре­ко­мен­ду­ем по­со­бие, в ко­то­ром от­ра­жен опыт детс­ких биб­ли­о­тек в ос­во­е­нии но­вых элект­рон­ных средств ин­фор­ма­ции — «Ос­но­вы ин­фор­ма­ци­он­ной куль­ту­ры» (Озерск, 2004). По­вы­сить ка­че­ст­во ру­ко­во­д­ства чте­ни­ем по­мо­гут статьи и кни­ги И. И. Ти­хо­ми­ро­вой, в част­нос­ти, ее мо­ног­ра­фия «Пси­хо­ло­гия детс­ко­го чте­ния от А до Я» (М., 2004).
— Вы изу­ча­ли пат­ри­о­ти­чес­кое соз­на­ние сов­ре­мен­ных школь­ни­ков. Ка­ко­вы вы­во­ды?
— Мо­ло­дежь очень раз­ная, но ска­жу о глав­ной тен­ден­ции. Мои лич­ные наб­лю­де­ния, а так­же со­ци­о­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния и изу­че­ние ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва юных (их рас­ска­зы, сти­хи, очер­ки) поз­во­ля­ют сде­лать вы­вод о том, что про­ис­ки на­ших ге­о­по­ли­ти­чес­ких оп­по­нен­тов и их сто­рон­ни­ков внут­ри стра­ны, нап­рав­лен­ные на унич­то­же­ние на­ци­о­наль­но­го са­мо­соз­на­ния на­ше­го на­ро­да, его ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти, — про­ва­ли­лись. Де­ти — са­мый чут­кий ба­ро­метр ду­ши на­род­ной, и изу­че­ние де­тей по­ка­за­ло, что на­род не при­нял очер­не­ния сво­ей ис­то­рии и раз­вен­ча­ния ее свя­тынь. Для при­ме­ра при­ве­дем дан­ные из ис­сле­до­ва­ния РГДБ, ко­то­рое сви­де­тель­ству­ет о том, что для боль­ши­н­ства стар­шек­ла­с­сни­ков ха­рак­тер­на без­за­вет­ная и жерт­вен­ная лю­бовь к Оте­че­ст­ву, стра­да­ние за не­го («мы не долж­ны бе­зу­ча­ст­но смот­реть, как на­ша стра­на раз­ру­ша­ет­ся»), неп­ри­ми­ри­мость к не­га­тив­ным яв­ле­ни­ям (жу­ли­кам, взя­точ­ни­кам, бан­ди­там), же­ла­ние гор­дить­ся Ро­ди­ной.3
И об этом ре­бя­та пи­шут с юно­шес­ким мак­си­ма­лиз­мом, взвол­но­ван­но, стра­ст­но, по­э­тич­но. Мно­гие от­ве­ты за­кан­чи­ва­ют­ся сло­ва­ми: «Я — пат­ри­от!», «Я — пат­ри­от­ка!» («Ува­же­ние к сво­е­му оте­че­ст­ву яв­ля­ет­ся са­мым важ­ным ка­че­ст­вом че­ло­ве­ка. Не­об­хо­ди­мо за­щи­щать свою Ро­ди­ну и отс­та­и­вать ее сво­бо­ду и не­за­ви­си­мость»).
Чрез­вы­чай­но цен­на и та­кая осо­бен­ность пат­ри­о­ти­чес­ко­го соз­на­ния мо­ло­де­жи, как бла­го­дар­ность Ро­ди­не («Пат­ри­о­тизм, — пи­шет Анас­та­сия, — я бы оп­ре­де­ли­ла как долг бла­го­дар­нос­ти че­ло­ве­ка сво­ей стра­не и по­мощь в ее проц­ве­та­нии. Пат­ри­о­тизм — это здо­ро­во»).
Очень це­нен ин­тер­на­ци­о­на­лизм соз­на­ния. Вот, нап­ри­мер, как го­во­рит о на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ке юно­ша По­пов: «Лю­бовь к Ро­ди­не долж­на най­ти в че­ло­ве­ке ту зо­ло­тую се­ре­ди­ну, ког­да он, не ущем­ляя пра­ва дру­гих на­ци­о­наль­нос­тей, бу­дет выс­ту­пать за свою стра­ну».
Го­во­ря о пат­ри­о­тиз­ме под­ро­ст­ков и юно­шей, на­до ска­зать, что сре­ди них есть ли­де­ры, у ко­то­рых без­за­вет­ная пре­дан­ность Ро­ди­не со­че­та­ет­ся с об­ра­зо­ван­ностью, куль­ту­рой, хо­ро­шей те­о­ре­ти­чес­кой под­го­тов­кой. Эти ре­бя­та спо­соб­ны дать от­пор идей­ным нед­ру­гам Рос­сии и по­вес­ти за со­бой свер­стни­ков.
Знак ра­ве­н­ства меж­ду Со­ве­тс­ким Со­ю­зом и фа­ши­с­тской Гер­ма­ни­ей лег в ос­но­ву не­ко­то­рых тру­дов по но­вей­шей ис­то­рии. Имен­но пос­ле их по­яв­ле­ния по­ня­тия «крас­но-ко­рич­не­вая чу­ма», «со­ве­тс­кая ок­ку­па­ция» проч­но вош­ли в оби­ход. А сло­во «пат­ри­от» ста­ло ед­ва ли не ру­га­тель­ным. Стал уси­лен­но на­вя­зы­вать­ся те­зис о том, что «пат­ри­о­тизм — пос­лед­нее при­бе­жи­ще не­го­дя­ев». Це­лое по­ко­ле­ние мо­ло­де­жи, лю­бив­шей свою стра­ну, долж­но бы­ло в од­но­часье про­из­вес­ти пе­ре­о­цен­ку цен­нос­тей. Для мно­гих это ока­за­лось не­по­силь­ным. Не­ко­то­рые под­ро­ст­ки, на­зы­ва­ю­щие се­бя скин­хе­да­ми, ста­ли ис­по­ве­до­вать те­о­рию ра­со­вой не­на­вис­ти, по су­ти, ста­ли на­цис­та­ми в стра­не, по­бе­див­шей фа­шизм. И они — да­ле­ко не пос­лед­ние жерт­вы де­фор­ма­ции ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти.
Но мо­ло­дежь уме­ет де­лать собствен­ные оцен­ки и вы­во­ды. Алек­сандр Дю­ков, член клу­ба «Ди­а­лог», в част­нос­ти, пи­шет: «Предс­тав­ле­ние ис­то­рии на­шей стра­ны как це­пи оши­бок и прес­туп­ле­ний также име­ет чет­ко осоз­на­ва­е­мую цель — вну­ше­ние об­ще­ст­ву по­ра­жен­чес­ких по­ве­ден­чес­ких мо­ду­сов; мол, ес­ли эта ци­ви­ли­за­ция за всю свою ис­то­рию по­ро­ди­ла лишь во­ро­в­ство и ди­кость — на­до ли ей су­ще­ст­во­вать во­об­ще? К то­му же по­те­ряв­ши­ми куль­тур­ную и ци­ви­ли­за­ци­он­ную па­мять обез­ли­чен­ны­ми мас­са­ми уп­рав­лять го­раз­до лег­че (в свою оче­редь, бла­го­да­ря этой лег­кос­ти мож­но по­лу­чить бес­пе­ре­бой­ное снаб­же­ние при­род­ны­ми ре­сур­са­ми по дем­пин­го­вым це­нам — меч­та лю­бо­го про­мыш­лен­ни­ка и лю­бо­го го­су­да­р­ства). Но и этим не кон­ча­ет­ся уг­ро­за Рос­сии: речь идет об эт­но­ци­де, то есть по­пыт­ках раз­ру­ше­ния на­шей ве­ка­ми сло­жив­шей­ся куль­ту­ры, с ее язы­ком, ли­те­ра­ту­рой, нрав­ствен­ны­ми цен­нос­тя­ми, что яви­лось бы для нас на­ци­о­наль­ной ка­та­ст­ро­фой».
Пат­ри­о­ти­чес­кое соз­на­ние мос­ко­вс­ких школь­ни­ков, вы­яв­лен­ное ис­сле­до­ва­те­ля­ми РГДБ, ха­рак­тер­но для мно­гих под­ро­ст­ков и по­ка­зы­ва­ет тот вы­со­кий уро­вень граж­да­нс­ко­го раз­ви­тия, ко­то­ро­го до­би­ва­ют­ся сов­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми шко­ла и детс­кие биб­ли­о­те­ки. Ко­неч­но, это луч­шие уче­ни­ки, но о воз­мож­нос­тях раз­ви­тия и на­до су­дить по его выс­шим дос­ти­же­ни­ям.
— Из­ве­ст­но, что пат­ри­о­тизм вос­пи­ты­ва­ют на ге­ро­и­чес­ких стра­ни­цах ис­то­рии. А как, на ваш взгляд, зна­ко­мить под­рас­та­ю­щие по­ко­ле­ния с ис­то­ри­чес­ки­ми тра­ге­ди­я­ми? И на­до ли это во­об­ще?
— Де­тям на­до рас­ска­зы­вать о ста­ли­нс­ких реп­рес­си­ях как о гроз­ном пре­дуп­реж­де­нии и для то­го, что­бы они очень це­ни­ли и бе­рег­ли де­мок­ра­тию, ко­то­рая дос­та­лось нам до­ро­гой це­ной. Но я ре­ши­тель­но про­тив ис­поль­зо­ва­ния тра­ге­дии на­ро­да для очер­не­ния всей на­шей ве­ли­кой ис­то­рии и, что еще ху­же, для по­дав­ле­ния на­ци­о­наль­но­го са­мо­соз­на­ния. По­эт-фрон­то­вик Эду­ард Аса­дов в сти­хот­во­ре­нии «Ива­нам, не пом­ня­щим родства», об­ра­ща­ясь к «кри­ку­нам, что дер­жа­ву на­по­рис­то раз­ру­ша­ли, лез­ли в дра­ку, шу­ме­ли, ми­тин­го­ва­ли», бро­са­ет им уп­рек: имен­но они и «под­тал­ки­ва­ли к ус­пе­ху тех, кто по­гу­бил Со­юз»:
Что ж вы пля­ше­те, дь­я­во­лы, на кос­тях
На от­цо­вс­ких кос­тях ведь се­год­ня пля­ше­те…

Для де­тей млад­ше­го воз­рас­та нрав­ствен­ные ас­пек­ты ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти раск­ры­ты в кни­ге, под­го­тов­лен­ной в МГУ им. М. Ло­мо­но­со­ва: Ис­то­рия. Спра­воч­ник дош­коль­ни­ка / Сост. С. В. Но­ви­ков; Фи­лол. о-во «Сло­во». — М.: АСТ, 1998. — 384 с. с ил.
— Хо­те­лось бы знать ва­ше мне­ние и о том, на ка­кие про­бе­лы в пат­ри­о­ти­чес­ком вос­пи­та­нии школь­ни­ков на­до об­ра­тить вни­ма­ние детс­ким биб­ли­о­те­ка­рям.
— Се­год­ня важ­ней­ши­ми проб­ле­ма­ми яв­ля­ют­ся: на­ци­о­на­лизм; не­га­тив­ное от­но­ше­ние к во­инс­кой служ­бе; со­ци­аль­ная неб­ла­го­дар­ность, ко­то­рая по­рож­да­ет граж­да­нс­кую пас­сив­ность мо­ло­де­жи, в част­нос­ти, рав­но­ду­шие к вы­бо­рам — ба­зо­вой цен­нос­ти де­мок­ра­тии.
О на­ци­о­на­лиз­ме. Про­яв­ле­ние на­ци­о­на­лиз­ма в детс­кой, под­ро­ст­ко­вой и юно­шес­кой сре­де — на­ше го­ре и по­зор. Но как и по­че­му иные ре­бя­та вы­рас­та­ют та­ки­ми? При­чин нес­коль­ко, об од­ной, гло­баль­ной по ха­рак­те­ру сво­е­му, уже шла речь, но не бу­дем сни­мать ви­ны и от­ве­т­ствен­нос­ти с се­бя, что по­ка­жу на при­ме­ре. Ес­ли бы в детстве пар­ни, убив­шие тад­жи­кс­кую де­воч­ку, бы­ли оча­ро­ва­ны рус­ским офи­це­ром Жи­ли­ным и ис­пы­та­ли вос­торг, ког­да го­ря­ноч­ка Ди­на по­мог­ла ему выр­вать­ся из не­во­ли («Кав­ка­зс­кий плен­ник» Л. Толс­того); ес­ли бы в детстве пар­ни, убив­шие аф­ри­ка­нс­ко­го юно­шу, спа­са­ли вмес­те с То­мом и Ге­ком бег­ло­го нег­ра Джи­ма, пе­ре­жи­вая бу­рю чувств от тре­во­ги, стра­ха, от­ча­янья до тор­же­ст­ва по­бе­ды («Прик­лю­че­ния То­ма Сойе­ра» М. Тве­на), они не со­вер­ши­ли бы прес­туп­ле­ний, ко­то­рые су­ды ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли как про­яв­ле­ние ра­сиз­ма, фа­шиз­ма. Но, увы, се­год­ня в ду­шах на­ших де­тей пра­вят бал не Л. Толс­той и М. Твен, а дест­рук­тив­ная ли­те­ра­ту­ра с ее куль­том жес­то­кос­ти, на­си­лия, куль­ти­ви­ру­е­мые на боль­ши­н­стве те­ле­ка­на­лов и в пе­ча­ти. И все-та­ки не бу­дем пре­у­мень­шать сво­е­го зна­че­ния и сво­их воз­мож­нос­тей: при всей мо­щи те­ле­ви­де­ния не­пос­ре­д­ствен­ное воз­дей­ствие на ре­бят лю­би­мо­го учи­те­ля, биб­ли­о­те­ка­ря, не го­во­ря уже о лю­би­мой семье — всег­да силь­нее.
О не­га­тив­ном от­но­ше­нии к во­инс­кой служ­бе. Тра­ге­дия в Че­ля­би­нс­ком тан­ко­вом учи­ли­ще, ког­да в ре­зуль­та­те де­дов­щи­ны мо­ло­дой сол­дат стал ка­ле­кой — апо­фе­оз кра­ха ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­кой пе­да­го­ги­ки, от­ри­ца­ю­щей вос­пи­та­ние. Лю­ди не рож­да­ют­ся убий­ца­ми, взя­точ­ни­ка­ми, рэ­ке­ти­ра­ми, и от­ве­т­ствен­ность за брак в раз­ви­тии че­ло­ве­ка долж­ны брать на се­бя вос­пи­та­те­ли. В нас­то­я­щее вре­мя на служ­бу в ар­мию приш­ло по­ко­ле­ние, ли­шен­ное опы­та нрав­ствен­но­го ста­нов­ле­ния, и в этом ви­на пе­ред ар­ми­ей всех, ко­му об­ще­ст­во по­ру­чи­ло вос­пи­та­ние под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния. Биб­ли­о­те­ка­ри ви­но­ва­ты боль­ше дру­гих, по­то­му что ни у ко­го другого нет та­ко­го мощ­но­го ору­жия фор­ми­ро­ва­ния лич­нос­ти, как кни­га, и ник­то кро­ме нас не вла­де­ет в та­кой сте­пе­ни ме­то­да­ми, уси­ли­ва­ю­щи­ми воз­дей­ствие кни­ги на ре­бен­ка, под­ро­ст­ка, юно­шу: пом­ни­те, у Вы­соц­ко­го:
Ес­ли путь, про­ру­бая от­цо­вс­ким ме­чом,
Ты со­ле­ные слё­зы на ус на­мо­тал,
Ес­ли в жар­ком бою ис­пы­тал что по­чем —
Зна­чит, нуж­ные кни­ги ты в детстве чи­тал!

Пе­да­го­ги­ка биб­ли­о­теч­ной ра­бо­ты с деть­ми еще в со­ве­тс­кое вре­мя раз­ра­бо­та­ла сис­те­му пси­хо­ло­ги­чес­кой под­го­тов­ки маль­чи­ков к вы­пол­не­нию дол­га по за­щи­те Ро­ди­ны. Эта сис­те­ма бы­ла обес­пе­че­на ве­ли­ко­леп­ной ли­те­ра­ту­рой, в ко­то­рой вос­пи­та­ние во­инс­ко­го дол­га сли­ва­лось с раз­ви­ти­ем бла­го­род­ной лич­нос­ти юно­ши, мо­ло­до­го муж­чи­ны, от­важ­но­го, ве­ли­ко­душ­но­го, с вы­со­ки­ми предс­тав­ле­ни­я­ми о во­инс­ком брат­стве, друж­бе, то­ва­ри­ще­ст­ве. Это клас­си­ка детс­кой ли­те­ра­ту­ры: «Кни­га бу­ду­щих ко­ман­ди­ров» А. Ми­тя­е­ва, «Ар­мейс­кая аз­бу­ка» Б. Ни­кольс­ко­го. Сей­час во­ен­ная биб­ли­о­те­ка для маль­чи­ков по­пол­ни­лась кни­га­ми Б. Ал­ма­зо­ва, су­ще­ст­вен­но обо­га­тив­ше­го эту те­му, вос­пол­нив ее про­бе­лы: «Ка­за­ки». СПб., 1999; «Рус­ские пол­ко­вод­цы». СПб., 1999; «Свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Невс­кий». СПб., 1994. В эту биб­ли­о­те­ку вхо­дит и ли­те­ра­ту­ра о под­ви­гах, о доб­лес­ти, о сла­ве в Оте­че­ст­вен­ной вой­не и в на­ше вре­мя.
С удов­лет­во­ре­ни­ем от­ме­чу, что на­шим еди­но­мыш­лен­ни­ком яв­ля­ет­ся Ми­нистр обо­ро­ны С. Ива­нов, ко­то­рый пер­вым на го­су­да­р­ствен­ном уров­не выс­ту­пил про­тив «де­би­ли­за­ции на­ро­да». Ны­неш­ний сис­тем­ный кри­зис Рос­сийс­кой ар­мии — ре­зуль­тат кур­са на её раз­ру­ше­ние, на­чав­ше­го­ся еще в на­ча­ле 90-х го­дов, — се­год­ня мед­лен­но, но пре­о­до­ле­ва­ет­ся, и мы мо­жем по­мочь это­му.
О со­ци­аль­ной неб­ла­го­дар­нос­ти. Со­ци­аль­ная неб­ла­го­дар­ность — опас­на для на­ци­о­наль­ной бе­зо­пас­нос­ти, по­то­му что вос­пи­ты­ва­ет рав­но­ду­шие, эго­изм и иж­ди­вен­чес­кое от­но­ше­ние к стра­не и об­ще­ст­ву. Мож­но при­вес­ти мно­го при­ме­ров рав­но­ду­шия к чу­жой бе­де, стра­да­ни­ям. К со­жа­ле­нию, ста­но­вит­ся нор­мой «неп­ро­тив­ле­ние злу», жизнь по прин­ци­пу «моя ха­та с краю». Ге­ро­изм, ры­ца­р­ство, ми­ло­сер­дие пос­те­пен­но ис­че­за­ют из на­шей жиз­ни.
Все это пос­ле­д­ствия ме­то­ди­чес­ко­го «сти­ра­ния» из че­ло­ве­чес­кой па­мя­ти ге­ро­и­ки прош­ло­го, раз­ру­ше­ния сте­ре­о­ти­пов по­ве­де­ния че­ло­ве­ка как «на­род­но­го зас­туп­ни­ка».
— Как вы оце­ни­ва­е­те сов­ре­мен­ное сос­то­я­ние ра­бо­ты детс­ких биб­ли­о­тек по пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию? И что на­до сде­лать для ее улуч­ше­ния?
— Оце­ни­ваю не я, а жизнь, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет, сколь­ко проб­лем, не из­ве­ст­ных нам преж­де, по­я­ви­лось в жиз­ни сов­ре­мен­ных де­тей и под­ро­ст­ков. Бесп­ри­зор­ность, бро­дяж­ни­че­ст­во, прос­ти­ту­ция, нар­ко­ма­ния, дест­рук­тив­ное по­ве­де­ние — рань­ше мы чи­та­ли об этом толь­ко в руб­ри­ке «Их нра­вы». И вот сей­час с эти­ми бе­да­ми приш­лось столк­нуть­ся и нам. Еще раз под­че­рк­ну, что имен­но биб­ли­о­те­ки, бла­го­да­ря сво­ей об­ще­дос­туп­нос­ти и де­мок­ра­тич­нос­ти, мо­гут стать од­ним из инстру­мен­тов в ре­ше­нии этих проб­лем.
Преж­де все­го, как го­во­рит­ся в Прог­рам­ме, не­об­хо­ди­мо со­вер­ше­н­ство­ва­ние ме­то­дов ра­бо­ты инс­ти­ту­тов го­су­да­р­ствен­ной влас­ти всех уров­ней для дос­ти­же­ния вы­со­ко­го и ста­биль­но­го уров­ня ра­бо­ты всех биб­ли­о­тек и каж­дой в от­дель­нос­ти.
Об этом шла речь на Все­рос­сийс­кой на­уч­но-прак­ти­чес­кой кон­фе­рен­ции «Ак­ту­аль­ные за­да­чи граж­да­нс­ко­го об­ра­зо­ва­ния и пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния: идеи сот­руд­ни­че­ст­ва и то­ле­ра­нт­нос­ти», ко­то­рая про­хо­ди­ла на ба­зе Пе­тер­бу­р­гской цент­раль­ной го­ро­дс­кой детс­кой биб­ли­о­те­ки — ЦГДБ им. А. С. Пуш­ки­на.
В док­ла­де Н. Н. Маз­няк, зам. ди­рек­то­ра по биб­ли­о­теч­ной и на­уч­ной ра­бо­те в ЦГДБ, так сфор­му­ли­ро­ва­ны ос­но­вы вос­пи­та­ния: «три ки­та — пат­ри­о­тизм, граж­да­н­ствен­ность, то­ле­ра­нт­ность — это те опо­ры, на ко­то­рых долж­ны дер­жать­ся сов­ре­мен­ная лич­ность в этом неп­рос­том, а по­рой и ярост­ном ми­ре. Лишь на­ли­чие всех трех сос­тав­ля­ю­щих мо­жет пре­дох­ра­нить че­ло­ве­ка от впа­де­ния в край­нос­ти. Опо­ры эти нуж­но ук­реп­лять, но не од­нос­то­рон­не, что­бы не нак­ре­ни­лось все стро­е­ние». Это те­о­ре­ти­чес­кое по­ло­же­ние бы­ло раск­ры­то участ­ни­ка­ми кон­фе­рен­ции на ма­те­ри­а­ле бо­га­тей­шей прак­ти­ки детс­ких биб­ли­о­тек. От­ме­тим ос­нов­ные нап­рав­ле­ния этой ра­бо­ты.
Пер­вое. Вос­пи­та­ние у де­тей дру­же­лю­бия и сим­па­тии к лю­дям всех рас и на­ци­о­наль­нос­тей, осо­бен­но к на­ро­дам Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции как га­ран­ту ук­реп­ле­ния стра­ны.
Н. А. Лев­чен­ко, зам. ди­рек­то­ра Са­ра­то­вс­кой об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ки для де­тей и юно­ше­ст­ва, рас­ска­за­ла, что в их об­лас­ти про­жи­ва­ет 112 на­ци­о­наль­нос­тей и что ра­бо­та по ин­тер­на­ци­о­наль­но­му вос­пи­та­нию но­сит не эпи­зо­ди­чес­кий, а сис­тем­ный и каж­дод­нев­ный ха­рак­тер, от­ли­ча­ясь бо­га­т­ством и раз­но­об­ра­зи­ем форм, а так­же сод­ру­же­ст­вом с семь­ей, шко­лой, куль­тур­но-прос­ве­ти­тель­ны­ми уч­реж­де­ни­я­ми. Все это очень обо­га­ща­ет ра­бо­ту биб­ли­о­тек. Из выс­туп­ле­ний участ­ни­ков кон­фе­рен­ции вид­но, что биб­ли­о­те­ка­ри, за­ни­ма­ясь вос­пи­та­ни­ем чи­та­те­лей, па­рал­лель­но изу­ча­ют их и вно­сят в ра­бо­ту не­об­хо­ди­мые кор­рек­ти­вы. Так, очень важ­ные и тре­вож­ные фак­ты вы­я­ви­ло ис­сле­до­ва­ние биб­ли­о­те­ка­рей Ли­пец­кой об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ки. Ока­за­лось, что 36% де­тей сред­не­го и стар­ше­го воз­рас­та счи­та­ют, что рус­ских оби­жа­ют (тер­мин чи­та­те­лей); 78% сре­ди сво­их дру­зей не име­ют лиц дру­гих на­ци­о­наль­нос­тей; 98% не ин­те­ре­су­ют­ся куль­ту­рой на­ро­дов Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции…4
Зна­че­ние этих вы­во­дов важ­но не толь­ко для биб­ли­о­тек, но и для куль­ту­ры во­об­ще, осо­бен­но СМИ, где ук­ре­пи­лась не­до­оцен­ка про­па­ган­ды рус­ской на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры, осо­бен­но му­зы­каль­ной клас­си­ки, а так­же для из­да­тельств, ко­то­рые сни­зи­ли вни­ма­ние к твор­че­ст­ву пи­са­те­лей из СНГ.
Из ма­те­ри­а­лов кон­фе­рен­ции я уз­на­ла, что в детс­ких биб­ли­о­те­ках Чеч­ни ак­тив­но ис­поль­зу­ют мою эн­цик­ло­пе­дию «Что и как чи­тать Ва­ше­му ре­бен­ку от го­да до де­ся­ти» и, поль­зу­ясь слу­ча­ем, хо­чу поб­ла­го­да­рить за­ве­ду­ю­щую биб­ли­о­те­кой Азу Ал­хо­зо­ву за доб­рые сло­ва о мо­ей скром­ной ра­бо­те.
Вто­рое. В це­лях пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния детс­кие биб­ли­о­те­ки пред­ла­га­ют сво­им чи­та­те­лям, как иде­ал, ге­роя, от­да­ю­ще­го все си­лы сво­е­го ума и серд­ца Ро­ди­не. Вот как об этом ска­за­ла Н. С. Вол­ко­ва, ди­рек­тор Пско­вс­кой об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ки для де­тей и юно­ше­ст­ва: «Ра­туя за ду­хов­ное воз­рож­де­ние Рос­сии, мы, взрос­лые, обя­за­ны пре­дос­та­вить мо­ло­де­жи не­кие об­раз­цы ге­ро­ев, ко­то­рые поз­во­ли­ли бы фор­ми­ро­вать мо­ло­до­му че­ло­ве­ку собствен­ную мо­дель по­ве­де­ния».
Ска­жу пря­мо, по­иск ге­роя — за­да­ча неп­ро- с­тая. К со­жа­ле­нию, в со­ве­тс­кое вре­мя не­до­оце­ни­вал­ся бо­га­тей­ший вос­пи­та­тель­ный по­тен­ци­ал до­ре­во­лю­ци­он­ной детс­кой ли­те­ра­ту­ры. А се­год­ня за скоб­ки чи­та­тельс­ко­го ин­те­ре­са вы­не­се­на со­ве­тс­кая детс­кая ли­те­ра­тур­ная клас­си­ка. Ис­ку­с­ствен­ное де­ле­ние ис­то­рии стра­ны на «хо­ро­шие» и «пло­хие» пе­ри­о­ды при­во­дит к де­фор­ма­ции эти­чес­ко­го иде­а­ла, без ко­то­ро­го не­воз­мож­но вос­пи­тать нрав­ствен­но­го, ду­хов­но бо­га­то­го че­ло­ве­ка.
Восп­ри­я­тие ис­то­рии как еди­но­го пос­ту­па­тель­но­го про­цес­са соз­да­ет ос­но­ву для объ­е­ди­не­ния об­ще­ст­ва. Та­кой под­ход поз­во­ля­ет детс­ким биб­ли­о­те­кам за­дол­го до изу­че­ния ис­то­рии в шко­ле дать ре­бен­ку яр­кие кар­ти­ны из ис­то­рии Оте­че­ст­ва, поз­на­ко­мить с би­ог­ра­фи­ей ге­ро­ев, для ко­то­рых долг слу­же­ния От­чиз­не пре­вы­ше все­го. Иде­аль­ны­ми по­мощ­ни­ка­ми в этом де­ле ста­нут соз­дан­ные до ре­во­лю­ции две клас­си­чес­кие кни­ги — «Моя пер­вая рус­ская ис­то­рия» Н. Н. Го­ло­ви­на и «Ис­то­рия Рос­сии в рас­ска­зах для де­тей» А. О. Иши­мо­вой. А так­же за­ме­ча­тель­ная ис­то­ри­чес­кая биб­ли­о­те­ка детс­ко­го пи­са­те­ля С. П. Алек­се­ева, из книг ко­то­ро­го уже млад­ший школь­ник уз­на­ет о Пет­ре I, Ека­те­ри­не II, о Су­во­ро­ве и Ку­ту­зо­ве, о Пу­га­че­ве и Сте­па­не Ра­зи­не, на­ко­нец, об ис­то­рии со­ве­тс­ко­го пе­ри­о­да, ге­ро­и­чес­ко­го, со­зи­да­тель­но­го и тра­ги­чес­ко­го. Сня­тие жест­ких иде­о­ло­ги­чес­ких ог­ра­ни­че­ний, бе­зус­лов­но, поз­во­ли­ло детс­ким биб­ли­о­те­кам зна­чи­тель­но рас­ши­рить ре­пер­ту­ар ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, адресова­нных ма­лень­ким чи­та­те­лям. Се­год­ня им мо­гут пред­ло­жить кни­ги о жиз­ни ве­ли­ких рос­сийс­ких ре­фор­ма­то­ров, пол­ко­вод­цев, о судь­бе пи­са­те­лей и по­э­тов, чьи име­на на­хо­ди­лись под зап­ре­том, и рас­ска­зы о жи­тии пра­вос­лав­ных свя­тых, кни­ги о лю­дях, сто­яв­ших по раз­ную сто­ро­ну бар­ри­кад, но по-сво­е­му лю­бив­ших Рос­сию.
Ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к каж­до­му пе­ри­о­ду оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии долж­но при­ви­вать­ся с са­мо­го детства. Это ста­нет хо­ро­шей ос­но­вой для вос­пи­та­ния у ре­бен­ка то­ле­ра­нт­нос­ти, тер­пи­мос­ти, на­ци­о­наль­но­го са­мо­соз­на­ния.
— Как, на ваш взгляд, детс­кие биб­ли­о­те­ки вос­пи­ты­ва­ют у сво­их чи­та­те­лей то­ле­ра­нт­ность, и как эта те­ма бы­ла предс­тав­ле­на на кон­фе­рен­ции?
— «То­ле­ра­нт­ность в кон­те­кс­те детс­ко­го чте­ния» — так на­зы­вал­ся док­лад И. И. Ти­хо­ми­ро­вой, в ко­то­ром она убе­ди­тель­но до­ка­за­ла, что то­ле­ра­нт­ность — это вос­пи­та­ние гу­ман­но­го че­ло­ве­ка и что для нрав­ствен­но­го раз­ви­тия нет бо­лее эф­фек­тив­но­го сред­ства, чем ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра и хо­ро­шая пос­та­нов­ка ру­ко­во­д­ства детс­ким чте­ни­ем.
К со­жа­ле­нию, эта каж­дод­нев­ная, буд­нич­ная ра­бо­та, подк­реп­лен­ная пре­вос­ход­ной оте­че­ст­вен­ной ме­то­ди­кой, у ис­то­ков ко­то­рой сто­я­ли К. Ушинс­кий и Л. Толс­той, не­ред­ко под­ме­ня­ет­ся су­е­той и ими­та­ци­ей де­я­тель­нос­ти: раз­лич­ны­ми тре­нин­га­ми, иг­ра­ми… Эта су­е­та час­то за­рож­да­ет­ся в чи­нов­ничь­их ка­би­не­тах. Так, Ми­нис­те­р­ство об­ра­зо­ва­ния от­чи­та­лось о раз­ра­бот­ке 170 прог­рамм по то­ле­ра­нт­нос­ти и про­ве­де­нию мно­же­ст­ва со­ве­ща­ний, соб­ра­ний, круг­лых сто­лов… «Шу­мим, брат­цы, шу­мим!». К про­цес­су подк­лю­че­на мас­са слу­чай­ных лю­дей, от со­ци­о­ло­гов до мис­си­о­не­ров, не име­ю­щих спе­ци­аль­ной ме­то­ди­чес­кой под­го­тов­ки. «А в это вре­мя, — го­во­рит И. И. Ти­хо­ми­ро­ва, — луч­шая, гу­ман­ная ли­те­ра­ту­ра за­кон­сер­ви­ро­ва­на и сто­ит в за­пас­ни­ках».
Пе­ре­ход от еди­но­мыс­лия к плю­ра­лиз­му был слиш­ком стре­ми­тель­ный, по­э­то­му биб­ли­о­те­ки, ра­бо­та­ю­щие с юны­ми чи­та­те­ля­ми, еще не на­ко­пи­ли ни те­о­ре­ти­чес­кий, ни прак­ти­чес­кий опыт по фор­ми­ро­ва­нию у них тер­пи­мос­ти к ина­ко­мыс­лию. Меж­ду тем, то­ле­ра­нт­ность — силь­ней­ший зас­лон на пу­ти аг­рес­сии — предс­тав­ля­ет со­бой ува­же­ние, при­ня­тие и по­ни­ма­ние бо­га­то­го мно­го­об­ра­зия куль­тур на­ше­го ми­ра.
— Есть ли, на ваш взгляд, еще про­бе­лы в пат­ри­о­ти­чес­ком вос­пи­та­нии в детс­ких биб­ли­о­те­ках?
— Да, участ­ни­ки на­уч­но-прак­ти­чес­кой кон­фе­рен­ции пра­виль­но го­во­ри­ли, что пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние ши­ре во­ен­но-пат­ри­о­ти­чес­ко­го и вклю­ча­ет кни­ги о род­ной при­ро­де и на­ших за­ме­ча­тель­ных со­оте­че­ст­вен­ни­ках: о ре­во­лю­ци­о­не­рах всех по­ко­ле­ний, о вы­да­ю­щих­ся де­я­те­лях куль­ту­ры, ис­ку­с­ства, на­у­ки. Все пра­виль­но. Жаль толь­ко, что не бы­ло ни од­но­го выс­туп­ле­ния, раск­ры­ва­ю­ще­го сис­те­му ра­бо­ты детс­ких биб­ли­о­тек в по­мощь во­ен­но-пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию, в част­нос­ти, в пси­хо­ло­ги­чес­кой под­го­тов­ке к служ­бе в ар­мии, ар­мейс­ко­му брат­ству, о чем так глу­бо­ко и вдох­но­вен­но го­во­рил ве­ли­кий Су­хом­ли­нс­кий.
Не мо­гу умол­чать еще об од­ном про­бе­ле пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния. Это под­го­тов­ка де­тей к жиз­ни в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, что пред­по­ла­га­ет соз­да­ние пси­хо­ло­ги­чес­ких пред­по­сы­лок ци­ви­ли­зо­ван­ным тру­до­вым от­но­ше­ни­ям. В мо­ем но­вом по­со­бии «Де­ти. Вре­мя. Кни­га» этой те­ме пос­вя­ще­на гла­ва под наз­ва­ни­ем «Лю­бить блеск звезд боль­ше, чем блеск зо­ло­та».

1 См. об этом: Ти­мо­фе­ева И. В за­щи­ту детс­ких биб­ли­о­тек. // Школь­ная биб­ли­о­те­ка. — 2005. — № 8, С. 22–29.
2 газета Санкт-Пе­тер­бу­р­гский днев­ник. — 2005. — 1 сен­тяб­ря.
3 На­ше нас­ле­дие: о проб­ле­мах граж­да­нс­ко­го и пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния де­тей и под­ро­ст­ков в биб­ли­о­те­ках: Сб. ст. — 2002. — 406 с.
4 Из док­ла­да на кон­фе­рен­ции Н. М. Го­лыш­ки­ной «Вос­пи­тать граж­да­ни­на сво­ей стра­ны» (Об­ла­ст­ная детс­кая биб­ли­о­те­ка, Ли­пецк).