История еврейской книги, к сожалению, — одна из малоизученных областей современного книговедения. Однако от этого она не становится менее интересной для любознательного читателя. Так случилось и со мной.
Полгода назад я изыскивала материал для диплома в фонде идиша Российской Национальной библиотеки. Моя работа была посвящена теме еврейской национальной пропаганды в конца XIX–начала XX вв. в популярных книгах и брошюрах, выпущенных в этот период на языке идиш. Изучив множество удивительных изданий, посвящённых этой теме, я наткнулась на доселе неизвестный мне пласт художественной графики — работы художников школы Бецалель.
Но сначала — небольшое отступление. Что важно в книге? Содержание, скажет почти всякий читатель, и будет, несомненно, прав. Однако что делает любое издание более цельным, более полным, если угодно, более завершенным? Выпуск еврейской книги в конце XIX в. был задачей не только весьма непростой, но также и весьма трудоёмкой. Ведь над изданием трудятся не только авторы, редакторы и корректоры, но также и художники-графики, создававшие подчас настоящие шедевры. О них я и поведу свой рассказ.
В современном Израиле имя «Бецалель» носит еврейская академия художеств в Иерусалиме, основанная в 1906 г. художником и скульптором Борисом Шацем (1866–1932)1. Он основал не только первую еврейскую школу художеств, но музей, в котором выставлялись работы как новых авторов, так и маститых деятелей еврейского искусства. После Первой мировой войны школа была разрушена, и полностью восстановилась только к 1935 году. Своё название она получила в честь библейского мастера Бецалеля, создавшего святилище после исхода евреев из Египта. Однако мало кто знает, что звонкое слово «Бецалель», означающее в переводе с иврита «Звенящий», стало синонимом целого стиля еврейской графики, зародившегося в конце XIX в. и существующего до сих пор. Свой неповторимый стиль школа создала в момент, когда в искусстве был распространен стиль модерн. Его проявления наблюдаются в живописи, графике, скульптуре, архитектуре… Интерес к естественными, мягкими линиями без углов, рельефность, смешение крупных и тонких силуэтов, разнообразие форм, — всё это и многое другое означало создание самостоятельной художественной системы. Стиль, основоположником которого был Б. Шац, именовался «еврейским модерном» и удачно сочетал восточные мотивы со стилистическими приёмами Ар-нуво.
Зарождение «Бецалеля» пришлось на время развития сионистского движения среди европейского еврейства. Нужно отдельно отметить, что, к сожалению, в современном мире мы часто встречаем неправильное толкование понятия «сионизм». Непредвзятое знакомство с историческими источниками, знание еврейской истории позволяет понять, что сионизм — это социально-политическое движение, охватившее европейское еврейство в конце XIX в. Его целью стало возрождение и объединение еврейского народа на территории библейского Израиля, в Палестине. Основоположником и признанным лидером новой народной идеологии стал Т. Герцль (1860–1904), талантливый журналист и общественный деятель2. Герцль справедливо считал, что единственный выход для еврейского народа избежать наветов и преследований — это создать независимое государство на его исторической родине. Для этого он поставил своей целью создание некой «Еврейской компании», которая бы управляла финансами и занималась строительством нового государства. Таковой впоследствии стала Всемирная сионистская организация, которую после Базельского конгресса и возглавил Т. Герцль. Он подчёркивал, что главной целью движения должна стать борьба за признание мировым сообществом прав еврейского народа на независимое государство. После признания этих прав могла бы начаться постепенная и организованная репатриация еврейского населения из стран всего мира на территорию Эрец-Исраэль.
Татьяна Викторовна Якубович, магистрант кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ
1 О нём см.: Краткая еврейская энциклопедия: В 11 т. / Изд. при содействии О-ва по исследованию еврейских общин; Гл. ред. И. Орен (Надель). Т. 10. — М. Занд; Иерусалим: Кетер, 1991. — Кол. 106–197.
2 О нём см.: Герцль Т. Еврейское государство. — СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1896; Краткая еврейская энциклопедия: В 11 т. / Изд. при содействии О-ва по исследованию еврейских общин; Гл. ред. И. Орен (Надель). Т. 2. М. Занд; Иерусалим: Кетер, 1978. — Кол. 100–106.

