Народные чтения. Световые картинкии брошюры в помощь лектору

Во второй половине XIX–начале ХХ вв. по всей стране устраивались просветительские общества, осуществлявшие образовательную миссию посредством устройства лекций (чтений) и издания небольших брошюр для народа. Одной из ведущих подобных организаций в Петербурге являлась Постоянная комиссия народных чтений.
Одной из важных форм дополнительного «образования в России второй половины ХIХ–начала ХХ в. следует признать организацию народных чтений»1. «Утверждённая 6 апреля 1872 г. Постоянная комиссия явилась одним из пионеров в деле распространения народных чтений, иллюстрируемых световыми картинками»2.
В 1893 г. деятельность Постоянной комиссии в Петербурге распространилось на всю территорию петербургского учебного округа. К чтению допускались только сочинения, одобренные для того учёным комитетом Министерства народного просвещения или святым Синодом. Чтения служили проводником знаний в народ и хорошим воспитательным средством. Содержание чтений с каждым годом становилось всё более разносторонним и многообразным. Для недостаточно грамотного человека народные чтения в общей системе народного образования, помимо того, что они легко усваивались и были понятны слушателю, важны были тем, что приучали население к самостоятельному чтению книг.
За 15 лет (1881–1896) существования Издательского общества при Постоянной комиссии по устройству народных чтений было «выпущено в свет до 250 названий книг и брошюр в 409 изданиях в числе 3 443 700 экз.»3.
В 1907 г. библиотечка Издательского общества Постоянной Комиссии по устройству народных чтений состояла из 225 названий4.
В 1880–90-х гг. частная инициатива являлась характерной особенностью в организации народных чтений. Почти везде первоначальная организация чтений была обязана своим существованием частным лицам, которые, иногда объединившись в комиссию по устройству чтений, выступали лекторами, хлопотали о разрешении чтений, выписывали на свои средства книги, фонари и картины. Со временем было решено установить входную плату. Стоимость входа зависела от места и ряда в зале и колебалась от 5 до 40 копеек. Несмотря на плату, они привлекали массу слушателей5. Со временем плата оказалась обременительной для населения, и число слушателей уменьшалось, так же как и доходы с читальни. Вследствие этого решено было отменить плату за вход.
Организаторы сокрушались, что устраивать чтения можно только в выходные и свободные от работы дни, которых «в самом благоприятном случае, в году выпадает сорок праздничных дней для чтений»6. Высокое культурное, общественное и историческое значение этих чтений началось для аудитории в стенах Александровского зала Петербургской Городской Думы. Здание постройки «1847–1852 — арх.
Н. Е. Ефимова и Л. Л. Бонштедт, площадью 650 кв. м., зал которого вмещал 1200–1300 посадочных мест»7. Восторженное описание зала привёл И. П. Хрущёв «Простор, благоприятные условия для отражения картин на экране больших размеров — всё это, при одушевлённом, а часто и художественном чтении, стало привлекать большое число слушателей…»8 Лекции сопровождались показом световых картин на специальный экран с помощью диапроектора. Чтения устраивались еженедельно. Картины соответствовали тематике лекции. Сеанс состоял из двух частей, каждая из которых длилась не более одного часа. Продолжительность активного внимания слушателей была выяснена опытным путём, оказалось, что простой народ в состоянии слушать не более 50–60 минут. Первая часть чтений была исторической, вторая литературной. Несмотря на платность посещения чтений, интерес к ним со временем усиливался, а благодаря световым картинам улучшалось восприятие темы.
По 1912 г. чтения велись в «478 аудиториях в Петербурге и Санкт-Петербургском уезде, причём всего было произнесено 3711 чтений, на которых присутствовало 492 494 слушателя (мужчины, женщины, дети)». Следовательно, в среднем аудитория каждого чтения составляла порядка 100–130 человек.

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник музея печати ГМИ, Санкт-Петербург

1 Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru
2 Краткий очерк деятельности Постоянной комиссии народных чтений с 1906 по 1912. — СПб., 1912. — С. 1.
3 Хрущов И. П. Сборник литературных, исторических и этнографических статей и заметок. — СПб.: Изд. об-во Пост. Комиссии по устройству народных чтений. 1901. — С. 24.
4 Краткий очерк деятельности Постоянной комиссии народных чтений с 1906 по 1912. — СПб., 1912. — С. 7.
5 Савинова М. А. Народные чтения как одна из форм внешкольного образования в России (вторая половина ХIХ–начало ХХ вв.) // Известия ПГПУ (Пензенского государственного педагогического университета). — 2007. — №3(7). — С. 134.
6 Хрущов И. П. Об издательской деятельности Постоянной Комиссии народных чтений и учреждённого при ней общества. — СПб., 1901. — С. 12.
7 Электронный ресурс http://citywalls.ru (дата обращения 16.07.2013)
8 Хрущов И. П. Об издательской деятельности Постоянной Комиссии народных чтений и учреждённого при ней общества. — СПб., 1901. — С. 6.