Наши дети в интернете: обеспечение безопасности и продвижение позитивного контента

Для того чтобы библиотеки смогли помочь детям и родителям защититься от угроз интернета, использовать его колоссальные возможности для развития личности, необходимо понимание происходящих процессов, проблем и новых тенденций в сфере использования детьми и взрослыми ресурсов интернета.
Знание ситуации, контекста, новых вызовов, которые стоят перед библиотекарями, помогает наметить стратегию и пути развития библиотеки как важного социального института. Сегодня в социокультурной среде, в которой работают библиотеки, происходят быстрые и значительные изменения.

Начало 2015 года: перспективы развития интернета в РФ
Скорость, с которой в нашей стране в последние годы развивается информационное общество благодаря массовому доступу населения к интернету, просто поражает воображение. Назовём последние данные относительно использования интернета взрослым населением нашей страны. Отметим, что цифры разных социологических агентств несколько различаются. Согласно данным агентства “TNS Russia”, общая аудитория интернет-пользователей составляет сегодня 82 млн человек или 66% населения России. Пока что не пользуются интернетом 41 млн человек: обычно это граждане старше 55 лет, жители небольших городов и сёл, по большей части, это люди без образования. Быстро растёт доля людей, выходящих в интернет с мобильных устройств, и уже 11,8 млн человек являются так называемыми эксклюзивными мобильными пользователями, которые используют для выхода в интернет только мобильные устройства (это, как правило, молодёжь с высоким достатком). Эти данные были названы на крупнейшем форуме представителей информационно-коммуникационных технологий и интернет-отрасли «РИФ+КИБ-2015», который состоялся в апреле 2015 года1.
Форум открылся выступлением Министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова. Министерством проводится масштабная государственная программа по обеспечению доступа к высокоскоростному интернету населения малых городов и сёл: строительство новых оптоволоконных сетей идёт очень быстрыми темпами.
Леонид Левин, председатель комитета ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связям, рассказал о целях и реальном значении последних законодательных инициатив, связанных с интернет-отраслью: сейчас, когда в интернет пришло более 50% населения страны, становится очень важным защищать все права граждан в электронной среде. Среди самых значимых достижений 2014 г. Левин назвал закон о хранении персональных данных на территории РФ, закон о блогерах, а также работу с защитой авторских прав на контент, которая ведётся во многих направлениях.
В начале 2015 г. также был создан Институт Развития Интернета, который с помощью представителей отрасли займётся разработкой новой стратегии развития Рунета. Изменилась и роль РОЦИТа, главной целью которого стало создание активного сообщества пользователей Рунета и объединение всех активных пользователей интернета для развития современного общества. Новые проекты этой организации: «Голос Рунета», «Горячая линия», Индекс Цифровой грамотности жителей РФ и др.
В докладе директора РАЭК Сергея Плуготаренко «Рунет сегодня: Аналитика, цифры, факты» были названы данные о развитии интернета в нашей стране. У социологического агентства ФОМ несколько другие данные: аудитория Рунета составляет 73,8 млн человек. Из них 60,8 млн человек (52%) выходят в сеть ежедневно, 28% пользователей живут в сёлах и малых городах. Проникновение интернета в сельской местности сейчас превышает 50%. Почти каждый десятый интернет-пользователь выходит в сеть только с мобильных устройств. Пользователи проводят в интернете в среднем более двух часов в сутки, в мобильном интернете — более часа. При этом 26% времени пользователей проводят в соцсетях, 12% времени — за просмотром видео, 7% уходит на почту, 3% — на новости. Постепенно растёт и аудитория интернет-телевидения, которым пользуются некоторые жители больших городов.
Новые пользователи интернета — это преимущественно жители малых городов, посёлков и сельских населенных пунктов. Также как и в крупных городах, они постепенно становятся активными интернет-покупателями. В России продавца и покупателя могут разделять многие тысячи километров. Однако сегодня жители даже небольшого российского города постепенно привыкают к возможности платить в онлайне. Часто это происходит следующим образом. Вначале пользователь пополняет счёт мобильного телефона или оплачивает использование интернета, осваивает социальную сеть «Одноклассники», оплату коммунальных услуг, а затем учится покупать билеты на поезд или заказывать и оплачивать разные товары. Поскольку в Сети выбор намного больше, чем в местных магазинах, то в России появляется ещё один активный онлайн-покупатель; 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг. Таким образом, в России постепенно устанавливается новый этап развития интернета, который всё чаще называется «Интернет вещей».
В ближайшие годы в России ускоренными темпами будет развиваться широкополостной интернет, к которому должны быть подключены все организации социальной сферы, и, в том числе, и библиотеки.

Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологических, психологических и педагогических исследований детского чтения РГДБ, кандидат педагогических наук, Москва

1 Состоялось открытие РИФ+КИБ 2015 // РАЭК: Ассоциация электронных коммуникаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raec.ru/times/detail/4102/