На любой вкус. Индивидуальная работа с читателями в детской библиотеке

Индивидуальное обслуживание читателей — это деятельность библиотекаря по удовлетворению запросов читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с книгами.
В задачи индивидуального обслуживания входят:
• удовлетворение информационных потребностей читателей;
• развитие структуры и глубины интересов читателей;
• содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития;
• организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой.
К формам индивидуальной работы с читателями относятся беседы.
Беседы могут быть разные, например, беседа при записи в библиотеку. Читатель открывает для себя библиотеку, так как мы рассказываем о ней, проводим мини-экскурсию, знакомим с правилами пользования, фондом книг и периодических изданий. Стараемся показать наш фонд с наилучшей стороны: обратить внимание на то, что он постоянно пополняется, что у нас много новой, современной литературы. С другой стороны, библиотекарь старается как можно больше узнать о новом читателе, причём не только о его литературных вкусах. В детской библиотеке мы стараемся выявить увлечения ребёнка, его таланты: кто-то из детей хорошо поёт, кто-то читает стихи или рисует.
Кроме того, особое внимание мы уделяем таким категориям, как дети из многодетных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-инвалиды. У нас есть картотека, в которой отражены сведения об этих детях. На их формуляры прикрепляются стикеры жёлтого цвета. Мы стараемся вовлечь таких детей в жизнь библиотеки, например, предлагаем стать членами библиотечных клубов — «Волшебный экран» и «Книжная страна».
Проводятся и беседы о рекомендуемой литературе. При проведении этих бесед, учитывая вкусы читателя, мы предлагаем книги, которые расширят их круг чтения, переведут его на новый уровень. Если ребенок читает книги исключительно по школьной программе, ему предлагаются книги разных жанров, чтобы он понял, что чтение может быть не только тяжкой обязанностью, но и удовольствием.
Предлагаем современную и классическую литературу, соответствующую специфике нашей библиотеки: детям, живущих в семье и не испытывающих проблем со здоровьем, предлагаем узнать из книг о проблемах их сверстников, оставшихся без попечения родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья (книги Дины Сабитовой, Екатерины Мурашовой, Альберта Лиханова, Михаила Самарского, Юлии Кузнецовой, Лидии Чарской). Книги Екатерины Мурашовой предлагаем тем, кто увлекается фэнтези, так как в повестях «Класс коррекции» и «Одно чудо на всю жизнь» есть элементы фэнтези и фантастики, которые облегчат юным читателям знакомство с вполне реальными проблемами детей беспризорных и детей из коррекционной школы.
После того как мы книгу рекомендовали, а ребёнок её прочитал, проводится беседа о произведении: было ли оно понятно, интересно, оправдало ли ожидания. Точно по такому же принципу проводим беседу, если книгу выбрал сам ребёнок. Постоянно проводятся консультации у книжных полок.
Используем мы в работе и такую традиционную форму, как индивидуальное информирование. Абонентами индивидуальной информации являются 25 человек. Всем, кто работает в детской библиотеке, известно, насколько изменчивы интересы юных читателей. Сегодня его интересует одна тема, а завтра совершенно другая. Наиболее популярные темы — живой мир природы, история, приключения и фантастика, книги для девочек. Очень важны данные обратной связи (что оказалось интересным, а что не очень). Они дают возможность судить об эффективности индивидуального информирования.

Ирина Викторовна Ролдугина, заместитель руководителя библиотечно-информационного центра «Социальный» МУ «ЦБС» г. Липецка, заведующая детской библиотекой, г. Липецк