Неопознанные субъекты чтения. Профессиональные заметки по результатам исследований в Псковской области

Наряду с вопросом о том, читают ли дети, следует задаться и другими вопросами: есть ли в пространстве рядом с ними книги? Доступны ли они? Готовы ли мы, взрослые, создать для подростка комфортную среду чтения? Готовы ли мы, профессионалы, к диалогу с новым читателем?
На многих конференциях, форумах, профессиональных встречах в последние годы часто звучит фраза примерно такого содержания: «Как показали социологические исследования, Россия перестала быть самой читающей страной в мире. Современные дети предпочитают чтению компьютер». Эту мысль охотно тиражируют журналисты и другие представители СМИ. С этой фразы (так нынче модно!) начинают свои выступление авторитетные представители культуры, образования, имеющие и не имеющие представление о реальной картине чтения детей, состоянии издательского дела, фондов детских библиотек. Я вспоминаю другие времена, давно ушедшие, когда важно было в начале любого выступления вставить иную фразу: «Выполняя решения … съезда, мы…» — далее по тексту.
Полноте, господа! А в те далёкие времена на самом ли деле Россия была «поголовно читающей страной»? Да, читали больше.… Но ведь тогда и представить себе было невозможно, что на смену одному каналу телевидения (а в отдельных территориях России телевещания не было вообще!) придёт огромное их множество! Что ежедневно можно будет посмотреть один художественный фильм (такую счастливую возможность предоставил нам второй телевизионный канал в 1970-годы, усадив традиционно читающее население к голубым, не цветным тогда ещё, экранам). Могли ли мы предполагать, что в смутные 90-годы XX века во многих семьях появятся видеомагнитофоны, на смену которым так же стремительно придут DVD-плееры? Что в те же годы мы будем смотреть в огромном количестве американские и иже с ними зарубежные фильмы, удивляясь открываемым заново жанрам, именам, традиционным американским и европейским телешоу, впитывать в себя детали малоизвестного доселе быта? Что нас накроет волна сериалов — и для бабушек, и для дедушек, и… для детей и подростков?
А параллельно в стране назревала информационно-культурная катастрофа. Политизированные родители (сколько времени проведено всё за теми же экранами телевизоров в наблюдении за сменой президентов, лидеров, борьбой политических группировок) были озабочены прежде всего добыванием хлеба насущного и определением себя в этой бесконечно меняющейся стране! Постепенно уходили в прошлое традиции тихого вечернего чтения ребенку: не до того, да и можно так просто усадить малыша перед бесконечными мультиками, недавно обретёнными Томом и Джерри и прочими.
А книжный рынок? Вначале он обеднел до крайности, а потом начал стремительно наполняться новыми именами, жанрами доселе неизведанными и нечитанными…. Расцвет получила дешёвая беллетристика, поглощаемая всё ещё читающей страной с таким же упоением, с каким прежде зачитывались до «дырок» журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Дружба народов» и многие другие.
А дети, родившиеся в начале 1990-х, росли.… Освоив и обжив мир старой доброй сказки (эти книги были и во многих семьях, и в библиотеках), превращались в подростков… Их читательское «хочу» в этот период требовало бытовой повести, рассказа о них самих. А этой литературы не было (её просто не написали). Советская классика (так называемая «школьная повесть») их не могла удовлетворить. Не те реалии, не те повествовательные темпы… Добавлю известное всем профессионалам: в те годы резко и в худшую сторону изменилась ситуация с комплектованием книжных фондов библиотек.
Некоторые изменения стали происходить в начале XXI века. Многие из них связаны с расцветом таких издательств, как «Азбука», чуть позже — «Самокат». Да и некоторых других. Произошли в последние годы и другие важные события. Это и создание великолепного сайта «Библиогид», и появление в книжной сфере молодых профессионалов в области детской литературы (А. Копейкин, К. Молдавская, М. Порядина).
Постепенно менялись и детские библиотеки, и люди, в них работающие. Эти специалисты стали изучать не только новые имена представленных на книжном рынке зарубежных авторов, пишущих для детей, но и осмыслять и осваивать современные технологии продвижения детской книги. Одновременно происходил процесс постижения современного подростка, его читательских ожиданий, предпочтений, оценок.
Так каково же оно, читающее поколение начала XXI века? Каких жанров, авторов, книг (я имею в виду полиграфический образ книги) они ждут? Что из изданного в прошлые времена и новинок книжного рынка предпочитают? И (что не менее важно!) на каких носителях информации эти книги читают?

Наталья Волкова, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина