Нестандартные одиночки

Что осталось от «мужской» профессии

Проблема стремительной феминизации библиотечной профессии в ХХ в. ещё не полностью осмыслена специалистами. Собственно, это одна из самых волнующих загадок в истории библиотечного дела: каким же образом мужчины, в течение длительного времени господствовавшие в отрасли, оказались не то что вытесненными на обочину, а вообще на грани полного исчезновения?
Ответить на этот вопрос действительно не просто. На наш взгляд, здесь необходим комплексный подход: теоретические рассуждения необходимо сочетать с примерами из массовой культуры, питающей к библиотечной профессии, если так можно выразиться, нездоровую слабость. Если попытаться выделить наиболее существенные причины, приведшие к вытеснению мужчин из вполне уютной для них сферы, то получится примерно следующее.
Во-первых, мужчины просто не ожидали такого удара: «экспансия» женщин поначалу не выглядела чем-то грозным, поскольку их на первых порах привлекали для выполнения малозначимых технических работ.
Во-вторых, начиная с последней четверти XIX в. стала резко меняться сама ситуация в библиотечном деле. Появившиеся в странах Европы и Америки, да и в России многочисленные библиотеки для широкой публики (и не столь уж важно, назывались они публичными, общественными или народными) требовали достаточно образованных и в то же время низкооплачиваемых специалистов, которыми все чаще становились женщины.
В-третьих, сыграло свою роль постепенное падение образовательного ценза, всё-таки имевшее место в связи с резким увеличением числа библиотек: профессия была «мужской» и престижной, когда библиотек было мало, а библиотекари были авторитетными хранителями знания, а не просветителями (от которых недалеко и до массовиков-затейников).
В-четвёртых, в связи с резким увеличением объёма накопленных знаний стать библиотекарем-энциклопедистом, досконально знающим свой фонд (а этот образ в большинстве случаев ассоциируется именно с мужчинами) оказывалось всё сложнее и сложнее. Собственно, это тот случай, когда количество оказалось более важным, чем качество: мужчины-библиотекари оказались не приспособленными ни к обилию рутинной технической работы, ни к возросшему потоку читателей: их деятельность была гораздо более «штучной». Сказался и рост образованности читателей, приведший к тому, что библиотекарь оказался вынужденным всего лишь рекомендовать что-либо, но никак не предписывать: «Библиотечное дело является “женской” профессией потому, что роли и функции библиотекаря определяются в большей степени посетителями библиотеки, чем самими библиотекарями. В „мужских“ профессиях все происходит наоборот: профессионалы влияют на клиента»1.
В-пятых, на положение в библиотечной сфере оказали влияние трагические события ХХ в.: Первая и Вторая мировые войны изрядно выкосили мужское население, а те мужчины, которые всё же остались в отрасли, стали изображаться писателями чуть ли не в качестве продавцов билетов на железнодорожной станции, которые ещё не оправились от контузии (как в романе Ф. Ларкина «Девушка зимой»). Так или иначе, но многие исследователи сходятся на том, что большая часть стереотипных сюжетов, связанных с работниками библиотек, возникла именно в период между мировыми войнами, и вряд ли это случайность2.
В-шестых, мужчины парадоксальным образом сами поспособствовали своему вытеснению из профессии, что видно на примере литературных источников. В 1930-х гг. преобладание женщин-библиотекарей в романах и рассказах независимо от конкретной страны стало подавляющим, и именно с этих лет сложился непривлекательный образ старой карги — худой незамужней дамы неопределённого возраста в позолоченных очках и узлом волос на затылке, со скверным характером и пронзительным голосом, ненавидящей читателей и без конца делающий им замечания. В предыдущее же десятилетие превалировал образ молодой девушки, мечтающей выйти замуж и покинуть мрачную и пыльную библиотеку. В какой-то мере подобные образы были вызваны реальными впечатлениями писателей от посещения библиотек, но в то же время это была и своеобразная месть со стороны мужчин, уязвлённых тем обстоятельством, что их столь быстро вытеснили из чисто «мужской» профессии. В конечном итоге художественная литература ещё больше усугубила отток сильного пола из библиотечной сферы.

Михаил Юрьевич Матвеев, ведущий научный сотрудник Отдела истории библиотечного дела РНБ, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург

1 Bertram S., Olson H. Culture clash // Libr. Jour. — 1996. Vol. 121, № 17. — P. 36.
2 Chaintreau A.-M., Lemaitre R. Fanny Libraries // The Image of the library: studies and views from several countries: collection of papers / ed. by V. D. Stelmakh. Haifa, 1994. — P. 40—56; Frylinck J. Image from the shelves. How librarians stack up in literature // Ibid. — P. 57–67.