Центр чтения Российской национальной библиотеки на протяжении многих лет изучает опыт поддержки чтения в России, в первую очередь, работу центральных библиотек субъектов Российской Федерации в данном направлении.
Летом и осенью 2022 г. в рамках научно-исследовательской работы «Продвижение чтения в общедоступных библиотеках России в условиях цифровизации общества» был проведён экспертный опрос руководителей и специалистов центральных библиотек российских регионов с целью обрисовать общую картину организации продвижения книги и чтения. Опросные листы были разосланы в 85 библиотек (по числу субъектов Российской Федерации по состоянию на июль 2022 г.). Были получены данные из 76 библиотек.
Один из аспектов, который интересовал исследовательский коллектив, — составление специалистами центральных библиотеках субъектов Российской Федерации списков наиболее спрашиваемой литературы. На сегодняшний день такие списки могут решать несколько задач. С одной стороны, они являются результатом изучения чтения в библиотеках, создаются на основе данных наблюдения и анализа книговыдачи. Составление и анализ таких библиотечных рейтингов может являться дополнительным методом при проведении исследований чтения. С другой стороны, списки спрашиваемых книг могут использоваться при продвижении чтения и стать востребованным рекомендательным ресурсом для читателей.
Составление рейтингов чтения — работа традиционная для библиотек и в то же время заново набирающая популярность, особенно если эти списки выставлены в интернет-пространстве. Эти результаты изучения читательских интересов представлены в форме, понятной и доступной рядовому читателю, следовательно, выступают как дополнительный повод привлечь внимание широких слоёв населения к книге. Такие списки создаются самыми разными учреждениями и организациями, как непосредственно связанными с книгой и чтением1, так и, на первый взгляд, далёкими от них. Например, информацию о самых популярных книгах у заключённых представляет Федеральная служба исполнения наказаний2.
Центральные библиотеки российских регионов не остаются в стороне от подобной работы: 46 экспертов (61%) указали, что составляют списки востребованных книг, и дали ссылки на них. Однако при дальнейшем рассмотрении выяснилось, что далеко не все из указанных ими ресурсов являются книжными рейтингами. Многие оказались ресурсами рекомендательного характера: библиографические списки, книжные подборки, виртуальные выставки, буктрейлеры и т. д. Это может свидетельствовать о недопонимании библиотечными специалистами сущности и возможностей списков востребованных книг.
Ссылки на собственно книжные рейтинги представили специалисты лишь 26 библиотек (34%). Эти рейтинги отличаются разнообразием не только по содержанию, но и по различным формальным признакам. Рассмотрим различные варианты списков и подходы библиотек к их созданию.
Анна Сергеевна Степанова, главный методист Центра чтения Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург

