«Ничем, кроме танца, не выразить чувств»

Литература о балете в Театральной библиотеке

Балет в Петербурге любили всегда. Во времена Российской империи его почитали все — от представителей царской фамилии до студентов и мелких служащих.
Александр I, увидев балеты француза Ж. Новерра, поставленные в северной столице его учеником Ш. Ле Пиком, повелел издать все сочинения Новерра на казенный счёт с обращением прибыли в пользу престарелого балетмейстера. Тогда появилось четырёхтомное издание «Писем о танце, о балетах и искусствах г. Новерра, бывшего главного балетмейстера Венского двора и Парижской оперы»*.
Известно немало фактов, свидетельствующих как о глубоком знании премудростей хореографического искусства, так и о щедрости петербургских балетоманов. Они не жалели средств на подарки любимым балеринам, осыпая их бриллиантами. Помещали поражающие знанием предмета статьи в периодических изданиях. Отстаивая преимущество той или иной летуали, доходили до военных баталий. Дело заканчивалось ранениями и вмешательством полицейских. В то же время балетоманы демонстрировали благородство по отношению к любимым танцовщицам. Однажды студенты, поклонники балерины Марии Суровщиковой-Петипа, сбросили свои шинели прямо в лужи, чтобы она могла пройти к карете, не замочив обуви…
В более поздние времена, когда Петербург стал Ленинградом, интерес
к балету оставался по-прежнему высоким. Ленинградцы, желавшие попасть на спектакли с участием Натальи Дудинской, Константина Сергеева, Галины Улановой, Михаила Барышникова, Аллы Осипенко и других знаменитостей, записывали на ладонях номер очереди и стояли ночи напролёт у театральных касс, чтобы приобрести заветный билет.
Театральная библиотека, являясь составной частью Императорских театров, с самого начала своего существования отражала интересы и пристрастия двора. Балетная тема по сей день занимает значительное место как в фондах, так и в деятельности библиотеки.
Здесь хранятся уникальные, единственные в своём роде документы, например, подлинные эскизы костюмов к балетным спектаклям, выполненные И. А. Всеволожским, Е. П. Пономарёвым, К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом.
В Театральной библиотеке находятся архивы танцовщика и балетмейстера М. М. Фокина, историков и теоретиков балета В. М. Красовской, Ю. И. Слонимского, Н. А. Шувалова, артистки балета и педагога Л. В. Евментьевой…
Книжную часть фонда дополняют библиотеки уже упомянутых В. М. Красовской и Ю. И. Слонимского. Ценность их коллекций определяется не только наличием редких изданий, но и своеобразным отражением творческого процесса, связью с известнейшими европейскими исследователями. Здесь содержатся документы с автографами не только зарубежных балетоведов, но и звёзд отечественного балета — Михаила Барышникова, Галины Улановой.

Ирина Анатольевна Боглачева, заведующая сектором дореволюционной периодики Отдела редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов СПбГТБ

* Noverre J. G. Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts par M. Noverre, ancien maitre de ballet en chef de la cour de Vienne et de I’Opera de Paris: en 4 t. St. Petersbourg, 1803.