Термин «новеллизация» — калька с английского «novelization» — вид романа, который берёт за основу визуальное произведение, например, фильм, и перекладывает его в форму книги. Термин уже давно вошёл в обиход, новеллизации часто попадаются на глаза в книжных, а может, даже, пробрались и на ваши полки.
Работа над созданием фильма, безусловно, включает в себя создание текста — сценария, но этот тип текста сильно отличается от прозаического повествования. Помимо принятого в киноиндустрии специфического форматирования, сценарий так или иначе концентрируется на диалогах, во многом опуская длинные описания происходящего и окружающего. Это связано в первую очередь с тем, что сценарий представляет собой основу для создания другого, визуального произведения. При этом кинокартина — результат работы группы людей. То есть после написания сценария история пройдёт трансформацию через работу отдельных профессионалов, через видение и интерпретацию этой истории, среди прочих, художника, режиссёра, композитора и монтажёра. В результате фильм несёт в себе и индивидуальное восприятие сценария, и коллективную интерпретацию через совместную работу участников этого процесса.
Сценарист, таким образом, своим текстом как бы выбивает искру, распаляющую воображение команды, работающей над фильмом. Поэтому если брать не финальные «экранные» сценарии, а те, что дали изначальный толчок к работе над историей, можно бесконечно удивляться тому, какой костёр в итоге разгорелся от начальной искры. Это особенно видно, когда сценарий написан не режиссёром картины, поскольку в последнем случае режиссёр чаще остается в рамках своего сценария, ведь он изначально представлял себе то, как потом будет снимать написанное с коллегами.
В отличие от коллективной работы над фильмом текст романа, по большей части, является плодом воображения и результатом труда одного творца или нескольких соавторов, не учитывая некоторую физическую составляющую последующей редакции, оформления, верстки, иллюстрации и пр.
Анна Грязнова, директор Ирландского кинофестиваля в России, лектор НИТУ «МИСиС», писатель и редактор, финалист премии «Хьюго-2020» и «Хьюго 2021» (как Ann Gry), Москва.

