Новые информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь.
В практике библиотечного обслуживания они заняли своё достойное место. Технологии охватывают различные процессы библиотечного дела, в том числе одно из главных
направлений деятельности библиотеки — продвижение книги и чтения.
Библиотеки активно работают в виртуальной среде, налаживают дистанционное общение со своими читателями, создают электронные информационные ресурсы. Они делятся накопленным опытом на страницах профессиональной печати и тем самым вовлекают коллег в профессиональное обсуждение данного направления деятельности.
Мощным толчком для развития работы библиотек в онлайн-пространстве стала пандемия коронавируса, повлекшая за собой локдаун весной 2020 г. и дальнейшие карантинные ограничения. Многие библиотеки оперативно переключились на виртуальное обслуживание читателей. Появилось много акций и проектов в поддержку чтения. Это не могло не отразиться на содержании публикаций теоретиков и практиков библиотечного дела в профессиональных журналах. Такую тенденцию наглядно демонстрирует данные, представленные в обзорах публикаций по проблемам чтения, создаваемых специалистами Центра чтения Российской национальной библиотеки1. Если обзоры за 2019 г. в общей сложности включали в себя 14 статей, посвящённых информационным технологиям, то в 2020 г. выявлена 31 публикация.
В связи с возросшей актуальностью данной темы возникает необходимость анализа содержания статей, публикуемых в профессиональных библиотечных журналах. Для рассмотрения нами выбраны публикации 2020–21 гг. и первого квартала 2022 г. в 13-ти профессиональных журналах: «Библиография и книговедение», «Библиополе», «Библиосфера», «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Информационный бюллетень РБА», «Молодые в библиотечном деле», «Научные и технические библиотеки», «Современная библиотека», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Школьная библиотека», «Школьная библиотека: сегодня и завтра». Рассматриваются только статьи, содержание которых полностью посвящено использованию новых ИКТ в сфере чтения.
Всего за рассматриваемый период отобрано 102 публикации. Они были распределены по следующим тематическим блокам: «Теоретические аспекты применения новых ИКТ в сфере чтения» — 4 статьи (3,9%), «Исследования цифрового чтения и исследования чтения методом анализа виртуальных ресурсов» — 3 статьи (2,9%), «Опыт конкретных библиотек в использовании информационных технологий» — 24 (23,5%), «Продвижение чтения в условиях самоизоляции» — 42 (41,2%), «Проведение интернет-акций» — 9 (8,8%), «Создание информационных ресурсов в поддержку чтения» — 13 (12,7%), «Работа библиотек в социальных сетях» — 7 (6,9%).
Анна Сергеевна Степанова, главный методист Центра чтения Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург
1 Обзоры публикаций по проблемам чтения в профессиональной печати / [подготовили А. С. Степанова, Л. В. Глухова] // Российская национальная библиотека: сайт. — Режим доступа: https://nlr.ru/prof/reader/metodsovet/obzory-professionalnoj-pressy

