Курс «Библиографоведение» традиционно считается трудным для изучения. Предлагаемый учебник — первый в новейшее время, освещающий место и роль библиографической науки и практики в современном информационном обществе.
В последнее время издательство «Профессия» успешно заполняет лакуны в учебной литературе по библиографическим дисциплинам. Однако учебника по основному теоретическому курсу — общему библиографоведению — до настоящего времени не существовало. Прекрасная работа И. Г. Моргенштерна, одного из ведущих специалистов страны, многолетнего преподавателя этих дисциплин в Челябинской государственной академии культуры и искусств с успехом выполнила поставленную издательством задачу. Мы получили новое, современное учебное пособие, по которому можно обучать современных библиотечных и информационных работников.
Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учебник по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» / И. Г. Моргенштерн. — СПб.: Профессия, 2005. — 209 с.

В учебнике содержатся основные понятия и объяснения сущности библиографии как составной части культуры и коммуникационной деятельности, объяснение природы библиографической информации, характеристика структуры библиографической деятельности в современной России, а также библиографической науки. Для автора характерна четкость постановки проблем с лаконичной, но емкой характеристикой возможных решений. Содержательно раскрыты существующие концепции, взгляды автора на многие дискуссионные вопросы. Включены и раскрыты базовые понятия курса. Учебник отражает практически выверенные методики библиографирования и обслуживания читателей.
Изложение материала сопровождается наглядными примерами, схемами и таблицами, рекомендацией литературы для дополнительного углубленного изучения.
К несомненным достоинствам работы относится отсутствие жестких конструкций и заранее сформулированных ответов. Автором представлены как общепринятые положения, так и альтернативные точки зрения. Параллельно с устоявшимися вводятся и новаторские термины и понятия — «метабиблиография», «библиограмма», «графический образ библиографической записи». Впервые в учебнике введены и рассматриваются негативные явления — например, псевдобиблиографическая информация. Автором предложена история идей и концепций с предельным вниманием к персонам не только прошлого, но и современной теории библиографии. Восстановлены в исторических разделах учебника незаслуженно забытые имена — М. Н. Куфаева, Г. Я. Узилевского и других ученых.
В тексте множество значимых идей, рассуждений и определений автора, которые существенно обогащают современные представления о библиографии. К их числу, безусловно, следует отнести введение И. Г. Моргенштерном общенаучного термина «эмерджентность» для обозначения сущностного свойства целостной совокупности библиографических записей. Иначе трактуется «качество» библиографического пособия и т. д.
Издание будет пользоваться высоким спросом не только среди студентов, но и среди преподавателей, практических работников и исследователей в этой области научного знания. Библиографам-практикам несомненно будут полезны разделы, посвященные управлению библиографической деятельностью, средствам библиографической деятельности, включая средства электронной библиографии, а также материалы, касающиеся состояния современных библиографических ресурсов.
Материал учебника соответствует новому образовательному стандарту по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Учебник может быть с успехом использован и в системе повышения квалификации библиотечных и информационных работников, а также в практической деятельности библиографов и работников информационных служб.
Галина Феофановна Гордукалова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информационной аналитики СПбГУКИ
Галина Васильевна Михеева, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник РНБ
Татьяна Викторовна Захарчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ

