В августе 2017 г. на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА среди стендовых докладов в Зале Столетия (Вроцлав, Польша) были размещены постеры Международной федерации на 7 языках (английский, испанский, немецкий, китайский, французский, арабский, русский) с красноречивым названием «Как определить фальшивую новость» (“How to spot fake news”).
Постер представлял собой инструкцию по определению фальшивой новости, выполненную в виде инфографики и состоящую из следующих восьми шагов1:
Изучите источник.
Прочитайте целиком.
Проверьте автора.
Ссылки в новости.
Проверьте дату.
Это шутка?
Оценивайте непредвзято.
Спросите экспертов.
В основу инфографики положены шаги по определению фальшивых новостей, которые были описаны в одноименной статье Юджина Кили и Лори Робертсон, опубликованной на сайте “FactCheck.org”2 (дословный перевод — «проверка фактов») 18 ноября 2016 года3. Главный акцент в инфографике ИФЛА сделан на роли библиотекарей в процессе распознания фейковой информации. В частности последний шаг раскрывается следующим образом: «Спросите библиотекаря или обратитесь на сайт, проверяющий достоверность информации».
Акцент на роли библиотекарей неслучаен. Ещё до презентации инфографики ИФЛА (январь 2017 г.) в движение по борьбе с фальшивыми (или фейковыми) новостями активно включились не только политики и средства массовой информации, но и библиотеки. Одним из свидетельств этого являются результаты поиска в системе Google. Из 70 млн ссылок на запрос “fake news” более 4 млн ссылок посвящено теме “fake news — library”, которые включают ресурсы, создаваемые библиотеками зарубежных стран, по оценке достоверности новостной информации (каталоги ссылок, путеводители, инструкции и др.4), образовательные программы как для школьников и студентов (именно эти группы наиболее уязвимы в медиапространстве5), так и для библиотекарей, преподавателей и других категорий пользователей, а также публикации по данному вопросу в средствах массовой информации и профессиональных изданиях. Проблема фейковых новостей в тех масштабах, в которых она существует сегодня (поскольку широко признается, что фейковые новости были всегда6), напрямую связывается с проблемой информационной грамотности среди населения.
На сегодняшний день в Национальной электронной библиотеке eLIBRARY.RU зафиксировано 116 отечественных публикаций, связанных с фейковыми новостями. Большая часть из этих статей датируется 2016–2017 годами. Термин «фейковые новости» обсуждается наряду с другими новыми терминами политического дискурса (альтернативные факты, гибридная война, новая нормальность, умеренная оппозиция, аннексия) преимущественно в контексте современного медиапространства. Лишь одна публикация затрагивает проблему фейковых новостей в связи с ролью чтения в обществе XXI века7.
Для сравнения приведём данные по поиску термина «фейковые новости» в базе данных «LexisNexis». Если в период с 2012 по 2015 г. в ней насчитывалось 117 результатов, то за первые две недели 2017 г. это число составило 2708.
В данной статье предпринята попытка показать реакцию библиотек на поток фейковой информации и принятые ими меры, направленные на решение данной проблемы.
Альбина Самиуловна Крымская, доцент кафедры документоведения
и информационной аналитики Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат педагогических наук
1 IFLA — How to spot fake news [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ifla.org/publications/node/11174
2 FactCheck.org является проектом Центра государственной политики им. У. Анненберга (the Annenberg Public Policy Center) при Университете Пенсильвании. Центр государственной политики был основан издателем и филантропом Уолтером Анненбергом для создания сообщества ученых внутри Университета Пенсильвании, которые участвовать в решении вопросов государственной политики на местном, государственном и федеральном уровнях. Центр финансируется Фондом Анненберга, а также компанией “Facebook” и частными лицами.
3 Kiely Eugene, Robertson Lori. How to spot fake news (Nov. 18, 2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.factcheck.org/2016/11/how-to-spot-fake-news/
4 См., например: Valenza Joyce. Truth, truthiness, triangulation: A news literacy toolkit for a “post-truth” world (Nov. 26, 2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blogs.slj.com/neverendingsearch/2016/11/26/truth-truthiness-triangulation-and-the-librarian-way-a-news-literacy-toolkit-for-a-post-truth-world/
5 См., например: Gardner Laura. Teaching Information Literacy Now (Nov. 28, 2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slj.com/2016/11/industry-news/teaching-media-literacy-now/
6 Кудрина Л. В. Актуальные заимствования в языке СМИ на примере лексемы «фейк» // ART LOGOS. — 2017. — №1. — С. 221.
7 Уварова Е. В. Чтение в эпоху мультимедиа: постановка проблемы // Культура: теория и практика. — 2017. — №1(16).

