Ностальгия о прошлом


«Пи­ра­ми­ды сто­ят дол­го; за та­кое вре­мя го­ры раз­ру­ша­ют­ся…
ре­ки ме­ня­ют свои рус­ла, под­мы­вая бе­ре­га и об­ра­зуя тер­ра­сы…
А про­из­ве­де­ния тех­ни­ки и да­же ис­кус­ст­ва
вза­мен жиз­ни об­ре­ли веч­ность».
Лев Гу­ми­лев «Ко­нец и вновь на­ча­ло»

Че­ло­ве­че­ст­во все­гда стре­ми­лось со­хра­нить для по­том­ков ма­те­ри­аль­ные сви­де­тель­ст­ва сво­ей де­я­тель­но­с­ти. Что­бы сбе­речь опыт и зна­ния про­шло­го, со­зда­ва­лись му­зеи, со­би­ра­лись биб­ли­о­те­ки… Они су­ще­ст­ву­ют не­от­рыв­но друг от дру­га. И по­рой труд­но оп­ре­де­лить, что от­ли­ча­ет му­зей­ный экс­по­нат от ра­ри­тет­ной кни­ги. Они жи­вут под од­ной кры­шей. По­мо­га­ют друг дру­гу. Кни­ги ста­но­вят­ся пол­но­прав­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми му­зей­ных экс­по­зи­ций, а ино­гда са­ми биб­ли­о­те­ки ста­но­вят­ся му­зе­я­ми.

По­мню, Ки­ра Ни­ко­ла­ев­на Одар-Бо­яр­ская, пол­ве­ка ра­бо­та­ю­щая ди­рек­то­ром На­уч­ной биб­ли­о­те­ки Ака­де­мии ху­до­жеств, про­во­ди­ла нам экс­кур­сию по ее за­лам. В ве­ли­ко­леп­ных ин­те­рь­е­рах раз­ме­с­ти­лось уни­каль­ное со­бра­ние книг и аль­бо­мов по ис­кус­ст­ву. Ду­бо­вые па­не­ли книж­ных шка­фов, зна­ме­ни­тый го­бе­лен, зо­ло­тые ко­реш­ки книг из биб­ли­о­те­ки Ди­д­ро… Но это толь­ко ка­жу­ща­я­ся му­зей­ная ти­ши­на. Здесь идет ин­тен­сив­ная на­уч­ная ра­бо­та, ве­дут­ся ис­сле­до­ва­ния, го­то­вят­ся дис­сер­та­ции. Что же это? Биб­ли­о­те­ка в му­зее или му­зей в биб­ли­о­те­ке?

Му­сей­он со зна­ме­ни­той Алек­сан­д­рий­ской биб­ли­о­те­кой, Биб­ли­о­те­ка Ва­ти­ка­на, Храм Кни­ги в Ие­ру­са­ли­ме, биб­ли­о­те­ки Лу­в­ра, Эр­ми­та­жа и Рус­ско­го му­зея и мно­гие-мно­гие дру­гие со­бра­ния об­ра­зу­ют еди­ное ду­хов­ное про­ст­ран­ст­во, уто­ля­ю­щее на­шу но­с­таль­гию о про­шлом и бес­ко­неч­ную жаж­ду зна­ния о бу­ду­щем.

С лю­бо­вью, Та­ть­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»