Общедоступные библиотеки России: мониторинг трансформаций. 2015–2017 гг.

Стало уже традицией на ежегодных конференциях Российской библиотечной ассоциации (РБА) проведение совместных заседаний, на которых две основные секции — Центральных библиотек субъектов и публичных библиотек — рассматривают трансформации сети общедоступных библиотек страны.
Последний год подарил библиотечному сообществу работу в рамках новых нормативов, утверждённых распоряжением Правительства России 26 января 2017 года. В конце года, 22 декабря, Правительство своим новым распоряжением признало утратившими силу все документы с нормативами в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, культуры. Страна в одночасье потеряла федеральные ориентиры по организации социально-культурной жизни в стране. Это было сделано без каких-либо объяснений со стороны исполнительной власти, без обсуждения с профессиональным сообществом. Эти изменения ещё предстоит понять и проанализировать, а пока мы подводим итоги трансформаций с учётом данных 2017 года. За точку отсчёта анализа изменений сети за последние три года (2015–2017) принимаем 2014 год. В декабре этого года Указом Президента РФ были утверждены Основы государственной культурной политики, в которых были поставлены задачи по «сохранению сложившейся сети организаций культуры, созданию условий для их развития, освоению ими новых технологий культурной деятельности»1. Три года — достаточный срок для того, чтобы увидеть основные тенденции государственной библиотечной политики в масштабе страны. Её сетевая составляющая, с нашей точки зрения, является определяющей, так как свидетельствует о доступности библиотечных услуг для населения.
Сбор статистической и аналитической информации о состоянии региональных библиотечных систем проводится Российской национальной библиотекой (РНБ) в рамках Общероссийского проекта «Корпоративная полнотекстовая база данных “Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации”» (далее — База) на основе договоров с библиотеками-участницами проекта. Это национальные республиканские, краевые, областные и окружные библиотеки 82 субъектов РФ (из 85-ти). С 2017 г. проект реализуется в рамках НИР «Актуальные проблемы трансформации региональных библиотечных систем в информационном обществе»2.
Единицей наблюдения (учёта) мониторинга РНБ является общедоступная библиотека, отнесённая к категории «сетевая единица»3.
В ходе мониторинга выявлено влияние на трансформации сети следующих основных решений и действий органов власти: это оптимизация региональных расходов и повышение эффективности бюджетной сферы для достижения целей, определённых в майских Указах Президента Российской Федерации4; введение в действие новых правовых норм в законодательство о местном самоуправлении (136-ФЗ5), в закон о библиотечном деле (151-ФЗ6); применение новых социальных нормативов по обеспеченности субъектов РФ библиотеками (федерального и регионального уровней).
По данным мониторинга РНБ, на 1 января 2018 г. сеть общедоступных государственных региональных и муниципальных библиотек МК РФ включает 42 226 библиотек. Из них:
• центральные библиотеки субъектов РФ — 255;
• муниципальные –35737;
• структурные подразделений организаций культурно-досугового типа (КДУ) и других организаций, оказывающих библиотечные услуги населению, — 6234.
Сельское население обслуживают 33 453 библиотеки (79% от общего количества общедоступных библиотек).

Следует отметить, что мониторинг РНБ, в отличие от данных, публикуемых на сайте «сервера отраслевой статистики Минкультуры России», позволяет оперативно (разрыв составляет более полугода) получать информацию и анализировать состояние библиотечной сети в регионах. Так, в настоящее время доступны статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования только за 2016 год7. Также, методика для целей госстатистики, не включает общедоступные библиотеки (в том числе ЦБС, межпоселенческие и др.), входящие в культурно-досуговые и иные учреждения, что искажает общую картину библиотечного обслуживания. В 2016 г. по данным госстатистики в стране действовали 37 791  общедоступная муниципальная библиотека, по данным РНБ — 42 491 , то есть разница составила 4700 библиотек.
Основные трансформации сети библиотек, зафиксированные по итогам наблюдений в прежние годы, проявлялись в 2015–2017 гг., при этом сохранились главные тенденции изменений и их негативное влияние на доступность услуг библиотек.

Сокращение численности общедоступных библиотек
Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. библиотек в целом по России. Основная доля потерь приходится на библиотеки сельских поселений — около 1,5 тыс. (68% от общего числа утраченных библиотек).
За годы наблюдений выявлено, что в среднем сеть сокращается порядка на 700 библиотек ежегодно. В последние два года (2016–2017) темп несколько снизился: в 2016 г. сеть уменьшилась на 527 библиотек, в 2017 г. — на 522 библиотеки (для сравнения 2014 г. — минус 842 библиотеки, 2015 г. — минус 1106 библиотек8). Некоторое замедление сокращения сети мы связываем с отложенной реакцией регионов на политические решения руководства страны о поддержке сферы культуры, а также с противоречивыми действиями Правительства и Министерства культуры в 2016–2017 годах. Повлияло и требование законодательства о проведении опроса населения при принятии решения о закрытии/реорганизации библиотеки сельского поселения. В определённой мере на уменьшение отрицательной динамики начала влиять позиция библиотечных специалистов, руководителей и методистов ЦБ субъектов РФ, направлявших свои усилия на предотвращение необоснованного закрытия библиотек. Они отстаивали права жителей на получение в полном объеме библиотечного обслуживания. Например, в г. Верхняя Салда библиотекари обращались к губернатору Свердловской области, депутатам областной думы, уполномоченному по правам ребёнка, в прокуратуру области, в РБА и др. инстанции, чтобы сохранить детскую библиотеку и филиалы ЦБС в деревнях Верхнесалдинского городского округа.
Свою роль в предотвращении массового закрытия библиотек сыграла методическая деятельность РНБ: проведение мониторинга, подготовка рекомендаций, обсуждение трансформаций сети на всероссийских мероприятиях, постоянное взаимодействие с ЦБ субъектов РФ по наиболее актуальным проблемам. Важно отметить, что в масштабе страны возобновилась важная практика: почти по каждому случаю закрытия библиотеки, методические службы ЦБ субъектов РФ собирают управленческую информацию и активно её используют в целях улучшения библиотечного обслуживания населения. Так, в Куйбышевском районе Новосибирской области Октябрьская библиотека была выселена из занимаемого помещения, жители остались без библиотечного обслуживания, но после переговоров министерства культуры Новосибирской области и сельской администрации была достигнута договорённость об открытии этой библиотеки.

Маргарита Борисовна Аврамова, заведующая сектором научно-методического отдела РНБ, Санкт-Петербург
Сергей Александрович Басов, заведующий научно-методическим отделом РНБ, Санкт-Петербург

1 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
2 НИР внесена в ЕГИСУ НИОКТР на основании приказа РНБ от 27.01.2017 №37. Рег. номер НИОКТР: АААА-А17-117021310165-4. Руководитель зав. НМО к.п.н. С. А. Басов; отв. исп. зав. сектором НМО М. Б. Аврамова.
3 Определение понятия «сетевая единица» см.: «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры». Распоряжение Министерства культуры РФ от 02.08.2017 №Р-965.
4 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
5 Федеральный закон от 27.05.2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”».
6 Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №151-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона “О библиотечном деле”».
7 См.: Сервер отраслевой статистики http://mkstat.ru/indicators/statdata/ (дата обращения 28 марта 2018 года)
8 Динамика дана без учёта «вливания» в сеть страны 724 библиотек новых субъектов РФ.