Онлайн-практики взаимодействия областной библиотеки с пользователями

Осваиваем дистанционные форматы

Отечественные библиотеки не первый год осваивают интернет-пространство. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка повлекла за собой введение ограничительных мер в деятельности учреждений культуры в 2020–2021 гг. — от тотального закрытия библиотеки весной 2020 г., до запрета на проведение массовых мероприятий.
Ситуация с пандемией, с одной стороны, стала своеобразной лакмусовой бумажкой для определения степени готовности библиотек вести работу с пользователями в дистанционном формате; с другой, она послужила катализатором для развёртывания полномасштабного онлайн-взаимодействия с аудиторией в виртуальном пространстве. В сложившейся ситуации расширение возможностей дистанционного обслуживания читателей является первоочередной задачей для библиотек.
Сегодня у всех на устах слово «онлайн», заимствованное из английского языка, и его производные «онлайн-мероприятие», «онлайн-обучение», «онлайн-конференция», режим «онлайн» и др. Оно используется в нескольких значениях, также встречаются разные способы его написания — онлайн, он-лайн, оn-line. Авторитетный справочно-информационный портал «Грамота.ру» рекомендует использовать первый вариант.
Оксфордский словарь определяет «онлайн» (англ. online, от англ. оn line— «на линии», «на связи», «в сети» иногда упоминается «на линии»), как «управляемый или подключён к компьютеру» или как «деятельность»… служба», которая доступна исключительно через интернет1.

Екатерина Сергеевна Бурлакова, заместитель директора по научной работе Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, кандидат исторических наук

1 Онлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/