Признаюсь, я давно хотела взять интервью у Григория Дориановича Гаслова. Познакомилась с ним несколько лет назад в Московской областной детской библиотеке, где сразу же привлёк моё внимание немолодой сотрудник, по должности главный библиотекарь. Его облик типичного интеллигента, речь, манеры, самоироничный и одновременно чёткий стиль ответов на мои расспросы об особенностях обслуживания, свидетельствовали, что передо мной преинтереснейший человек. Поражала нескрываемая теплота и любовь к маленьким детям, которая привычна для профессионалов-библиотекарей с большим стажем, но для бывшего школьного учителя, как я сразу сделала для себя вывод, поначалу кажется избыточной. Захотелось подробнее познакомиться с ним, понять, почему, с какой мотивацией из сопредельной культурно-образовательной сферы приходят в библиотеку мужчины.
Оказалось, что определив бывшую профессию Григория Дориановича, я попала «пальцем в небо». «Учителем работает моя жена, — с улыбкой поправил меня Гаслов. — А я в “прошлой жизни” — военный переводчик». Добавлю, не просто переводчик, но боевой офицер, участник военных действий в Афганистане. Вот такая профессия: дальше, чем от мирной жизни детского библиотекаря, трудно придумать.
К тому же Гаслов — член Союза писателей, и в его произведениях наряду с военной темой, также звучит библиотечная… Его повести и рассказы написаны прекрасным слогом, а наблюдательности, честном описании различных сторон жизни, не всегда позитивных, может позавидовать любой автор*. В публикуемом ниже рассказе, действие которого происходит в детской библиотеке, всё прозрачно, ничего не выдумано. Описаны реальные события, изменены, как утверждает автор в предисловии к новой книге «Память» (это уже третья книга Гаслова), только имена.
За простеньким сюжетом-зарисовкой из практики, и шутливой интонацией рассказа стоят глубокие смыслы. Это—печаль по поводу постепенной замены детского чтения киносмотрением. Не менее важен другой посыл автора — привлечь внимание к межпоколенческой проблеме, с которой столкнулось библиотечное — и не только оно, сообщество. В учреждения культуры, по духу просвещенческие институции, пришли работать молодые выпускники современных вузов, уточню, гуманитарных. Увы, как ёмко перефразировали СМИ известный мем А. И.Солженицына, это не просто «образованцы» советского периода. Читатель вынужден иметь дело с «пост-образованцами», неучами, вузовские дипломы которых ничего не стоят. И хотя в массовой по характеру профессии библиотекаря таких вот «просветителей» не слишком много, трудно однозначно говорить о репутации современной библиотеки, её позитивном образе у населения…
Но оказывается, что эта беда — ещё не самая страшная. Рассказ, написанный на документальной основе, заканчивается печальной нотой. На глазах всего библиотечного — и не только профессионального, но и писательского, книгоиздательского сообществ, чиновники росчерком пера de facto разрушили замечательную, одну из лучших в стране Московскую областную детскую библиотеку. Общеизвестно, что библиотека — это в первую очередь люди, которые любят своё дело и своих читателей. Прекрасная команда профессионалов почти полностью была вынуждена уволиться с работы, поскольку физически добираться на новое место стало невозможно для живущих в разных частях области сотрудников.
Выскажу предположение, которого придерживались многие: не в недостатке средств было дело, как называет причину этой беды Г. Д. Гаслов. Скорей всего, расположенное в Москве рядом со станцией метро бывшее здание библиотеки приглянулось кому-то из областной администрации. Поэтому главную детскую библиотеку региона, участника многих международных проектов и программ, «сослали» туда, куда даже из Москвы не так легко доехать. Вот такая у нас «оптимизация» культурных учреждений по-российски. Достаточно распространённый в последние годы сюжет.
И всё-таки хочется верить, что вопреки ретивым чиновникам-разрушителям библиотечное дело выстоит. Залогом этого может служить творческая работа сотен талантливых и эрудированных сотрудников больших и малых детских библиотек. Публикуемый рассказ Г. Д. Гаслова, несмотря на грустный финал, по духу оптимистичен. Вспоминая метафору Б. Окуджавы, убеждена: библиотека, как и культура в целом, «неистребима как сама природа».
Слава Матлина
В какой сказке Волк переодевался Бабушкой, или Чьим союзником была Япония во время Второй мировой войны
— Тише, ребята, тише!
Леночка Фёдорова, блондинка с голубыми глазами, предприняла очередную попытку успокоить расшалившихся малышей c продлёнки. Каждый четверг учитель начальных классов приводила своих питомцев в библиотеку и исчезала на час по личным делам, зная, что деткам здесь ничего не угрожает, что они и не заметят её отсутствия, весело проводя время с сотрудниками учреждения культуры, находящегося прямо напротив школы.
— Теперь давайте поиграем, — Андрей Сергеевич Глазьин, главный библиотекарь учреждения, помогавший своей молодой коллеге проводить очередное занятие с «медвежонками», как любя называл детей дошкольного и младшего школьного возраста, подошёл к Фёдоровой.
Он показал детям яркую книжку и продолжил:
— Сейчас Елена Петровна будет задавать вопросы по сказкам. Кто больше даст правильных ответов, получит главный приз — вот эту книгу. Только уговор: не кричать, а поднимать руку, как в школе.
Дети сразу притихли, с восторгом глядя на обещанное им красочное издание.
— Леночка, начинайте. А я буду смотреть, кто первый готов отвечать.
Фёдорова вышла вперёд и задала первый вопрос:
— В какой сказке кот носил обувь?
Малышня призадумалась. Потом один мальчик в очках, Глазьин для себя окрестил его Знайкой, чуть приподнял руку и, получив одобряющий кивок обоих библиотекарей, нерешительно сказал:
— Кот в сапогах?
— Да! Да! «Кот в сапогах»! — дружно взорвалась «медвежонковая» аудитория.
— Молодец! И все вы молодцы! — сказала Леночка. — Но не забывайте, что отвечает тот, кто поднял руку. Второй вопрос: в какой сказке принцесса не могла заснуть, потому что королева положила ей под перину кусочек овощного растения?
Григорий Дорианович Гаслов проживает в г. Видное. Член литературного объединения им. Ф. Шкулёва; с 2010 — член Союза писателей России. Ветеран боевых действий в Афганистане. Ветеран труда.
За большой вклад в развитие детского литературного творчества Подмосковья Гаслов Григорий Дорианович награждён почётным знаком Московской областной думы «За трудовую доблесть», многочисленными дипломами, грамотами и благодарственными письмами губернатора Московской области, Министерства культуры Московской области, Московской областной и Московской городской организаций Союза писателей России. За большую работу по организации и проведению межрайонных литературных конкурсов «Люблю тебя, мой край родной», а также областных литературных творческих семинаров для школьников Подмосковья в Детской библиотеке Корнея Чуковского в п. Переделкино награжден Московской областной и Московской городской организациями Союза писателей России медалью им. А. П. Чехова, медалью Ивана Бунина.
Дважды (в 2014 г. за книгу «Зуб вне дуги» и в 2017 г. за книгу «Память») награждён дипломами Московской областной литературной премии им. М. М. Пришвина.
Статьи и рассказы Г. Д. Гаслова публиковались на страницах журналов «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Горизонты культуры», «Поэзия», в газетах «Московский литератор», «Видновские вести» и др.

