Осмысленное чтение и читательский инфантилизм. Абстрактное мышление как средство познания внешнего мира

Результаты нашего опроса позволяют говорить лишь о частичном овладении процессом чтения, в основном технической его стороной. У учащихся неразвитый словарь, отсутствует образное мышление.
В уходящий Год литературы проблема чтения стала одной из самых обсуждаемых. По этому поводу устаиваются круглые столы, публикуются научные и публицистические материалы. Например, участники круглого стола, посвящённого современной литературе и её диалогу с классикой, выражали надежду, что классика станет «возбудителем» творческого сознания нового поколения читателей1.
Полагаю, что пробудить интерес к чтению образцовых текстов русской литературы возможно лишь при определённом уровне развития сознания человека, его способности к абстрактному мышлению. Чтобы оценить эту способность, я предложил выполнить два задания по осмысленной работе с текстом учащимся I–II курса колледжа. Возраст студентов — 16–18 лет.
В качестве первого задания им было предложено найти в первом абзаце тексте повести И. С. Тургенева «Бежин луг» средства речевой выразительности и объяснить их смысл. При этом они не должны были вдаваться в подробности и характеризовать средства (метафора, эпитет и т. д.). С полученными данными предлагаю ознакомиться читателям.

Владимир Николаевич Руднев, доцент кафедры русского языка и издательского дела НОУ ВПО «Российский новый университет», кандидат педагогических наук, доцент, Москва