Если российское библиотечное дело представить в виде пирамиды, где верхушка — это качественные библиотечные услуги, то основанием будет служить методическая служба. Именно она обеспечивает устойчивость позиций библиотеки в обществе. На фоне постоянных экономических, технологических, правовых, коммуникационных изменений в социуме высокий уровень методической службы жизненно необходим для библиотек.
Определяя задачи методической службы, Е. А. Фенелонов указывал, что основным направлением методической деятельности должно стать «последовательное уменьшение управленческо-регламентирующих и контрольно-инспекторских функций и усиление работы по насыщению библиотек достижениями науки и передовым опытом». Этот принцип лежит в основе деятельности сектора научно-методической работы Тульской областной универсальной научной библиотеки.
Многообразие функций и задач современной методической службы государственной библиотеки закономерно требует от специалистов значительного опыта практической деятельности во многих направлениях, общей культуры и образованности. Получая от вышестоящих управленческих структур запросы, распоряжения и приказы, методическая служба библиотеки адаптирует их и пересылает на следующий уровень в виде рекомендаций, инструкций и пояснений. А собирая отчёты и планы работы, методисты анализируют их, обобщая и синтезируя, предоставляют информацию запрашивающим организациям. В результате ими формируются базы региональных данных по различным направлениям, которые в свою очередь обеспечивают основу для дальнейшей работы по коррекции выявленных проблем. Ежегодно проводимый глубокий, всесторонний анализ деятельности муниципальных библиотек и состояния их ресурсов — основа методической деятельности региональной библиотеки. Но это только незначительная часть методической деятельности, хоть и занимающая большую часть времени.
Иногда бывает полезно вернуться немного назад, чтобы лучше разглядеть день сегодняшний… В разные годы функционирования Тульской областной универсальной научной библиотеки методическая деятельность объединялась с библиографической, затем, в связи с велением времени, происходило разъединение. Однако инструктивно-методическая работа всегда была главной заботой «центральной» библиотеки.
Губернская конференция работников культпросветучреждений, прошедшая в Туле в 1923 г. выдвинула библиотеку в руководящий идейно-методический и организационный центр по библиотечной работе. Годом ранее в библиотеке был создан инструктивно-показательный кабинет, укомплектованный штатом инструкторов, в помощь библиотекам губернской сети. В октябре 1927 г. Тульская губернская библиотека им. В. И. Ленина организовала Первую губернскую конференцию библиотечных работников.
В довоенные годы Тульская окружная библиотека им. В. И. Ленина, ставшая в 1937 г. областной библиотекой, уделяла специальное внимание руководству библиотечным делом, регулированию составом библиотечных фондов, контролю за его идеологическим содержанием, методическая помощь практически была «сведена» до консультирования. После освобождения Тульской области от фашистских оккупантов в 1942 г. стали вести работу по организации выездов в районы с целью восстановления библиотек. В 1948 г. при библиотеке были открыты первые годичные специализированные курсы для подготовки специалистов для работы в районных библиотеках области. На места направлялись инструктивные письма, методические разработки, в которых помимо рекомендаций по организации работы публиковались образцы документов. К началу 60-х гг. были полностью устранены все тяжёлые последствия оккупации, были открыты новые библиотеки. К 1968 г. в Тульской области действовало 1906 массовых библиотек. В 1974 г. в Тульской области был разработан план привлечения и обслуживания читателей массовыми библиотеками на 1976–1980 гг. и Перспективный план развития библиотек на 1976–1980 годы. В 1984 г. был проведён первый конкурс профессионального мастерства молодых специалистов.
В 1995 г. Законом «О библиотечном деле Тульской области» Тульская областная универсальная научная библиотека получила статус центральной библиотеки, одна из статей закрепила выполнение ею методической функции, тем самым, на законодательном уровне была подтверждена важность, необходимость осуществления методической работы.
Лариса Владимировна Сидорова, заведующая сектором научно-методической работы Тульской областной универсальной научной библиотеки

