Основа духовного единства. Библиотека и реалии нового времени

Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном авторитете.
В. В. Путин

Прог­ресс лю­бой на­ции, вклю­чая ма­те­ри­аль­ный прог­ресс, ос­но­ван на при­о­ри­те­те ду­хов­но-нрав­ствен­ных цен­нос­тей и пат­ри­о­тиз­ме. В пос­лед­нее вре­мя для рос­си­ян это осо­бен­но ак­ту­аль­но.
Рос­сийс­кие ре­фор­мы пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий мно­гое из­ме­ни­ли в соз­на­нии лю­дей. Обоз­на­чи­лись но­вые со­ци­аль­ные ори­ен­ти­ры и нрав­ствен­ные цен­нос­ти, про­ти­во­ре­ча­щие тра­ди­ци­он­но­му ми­ро­во­з­зре­нию и ми­ро­по­ни­ма­нию — рос­си­я­нам бы­ло пред­ло­же­но по­ме­нять свои нрав­ствен­ные ус­тои на чу­же­род­ные, неп­ри­ем­ле­мые для тра­ди­ци­он­ной рос­сийс­кой куль­ту­ры. Но об­ще­ст­вом эти но­вые ус­тои час­тич­но от­тор­га­ют­ся. Оп­ре­де­ля­ю­щим фак­то­ром это­го от­тор­же­ния яви­лось да­же не со­ве­тс­кое вос­пи­та­ние, а ис­то­ри­чес­кая па­мять на­ро­да, его эт­ни­чес­кий ге­но­тип. Еще Ф. М. Дос­то­е­вс­кий го­во­рил, что на­ро­ды дви­жут­ся иной си­лой, не­же­ли на­у­ка и про­мыш­лен­ность; на­ро­ды жи­вы до тех пор, по­ка ими вла­де­ет ве­ли­кая идея, час­то и не осоз­на­ва­е­мая до кон­ца. Это — стрем­ле­ние к выс­шей прав­де, к выс­ше­му смыс­лу жиз­ни. Ког­да на­род те­ря­ет эту идею, он прев­ра­ща­ет­ся в «эт­ног­ра­фи­чес­кий ма­те­ри­ал».1
В этих ус­ло­ви­ях за­да­ча пер­вос­те­пен­ной важ­нос­ти — вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тов, ибо во все вре­ме­на ос­но­вой ду­хов­но­го един­ства Рос­сийс­ко­го го­су­да­р­ства был и ос­та­ет­ся пат­ри­о­тизм. Фор­ми­ро­ва­ние об­ще­рос­сийс­ких со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­ких цен­нос­тей про­ис­хо­ди­ло в раз­ные ис­то­ри­чес­кие эпо­хи. Чувство об­ще­на­ци­о­наль­ной гор­дос­ти и пат­ри­о­тиз­ма в раз­ные эпо­хи про­яв­ля­ло се­бя по-раз­но­му. Идеи и чувства пат­ри­о­тиз­ма выс­ту­па­ют дви­жу­щей си­лой в тру­до­вой, се­мей­ной, со­ци­аль­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Все это обус­лав­ли­ва­ет осо­бую важ­ность соз­да­ния эф­фек­тив­ной сис­те­мы пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния.
Го­су­да­р­ство оп­ре­де­ли­ло стра­те­ги­чес­кие нап­рав­ле­ния пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния граж­дан, за­фик­си­ро­вав их в ря­де до­ку­мен­тов: Фе­де­раль­ном за­ко­не «Об об­ра­зо­ва­нии», в Фе­де­раль­ных це­ле­вых прог­рам­мах «Пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние граж­дан Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции», «Мо­ло­дежь Рос­сии», «Рус­ский язык», «Фор­ми­ро­ва­ние ус­та­но­вок то­ле­ра­нт­но­го соз­на­ния и про­фи­лак­ти­ки экстре­миз­ма в рос­сийс­ком об­ще­ст­ве» и др. Все это соз­да­ет пред­по­сыл­ки для соз­да­ния эф­фек­тив­ной сис­те­мы со­ци­аль­ных инс­ти­ту­тов пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния, в ко­то­рой биб­ли­о­те­ка яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым зве­ном.

Прос­ве­ти­тельс­кая и ин­фор­ма­ци­он­ная роль биб­ли­о­те­ки
Рос­сийс­кие биб­ли­о­те­ки име­ют бо­га­тый опыт ра­бо­ты по пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию. К их чес­ти на­до ска­зать, что они, нес­мот­ря на не­од­ноз­нач­ное от­но­ше­ние в на­шем об­ще­ст­ве к по­ня­ти­ям «пат­ри­о­тиз­м», «чес­ть», «под­ви­г», ни­ког­да не прек­ра­ща­ли ра­бо­ту по пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию. На про­тя­же­нии пос­лед­них пят­над­ца­ти лет фор­мы и ме­то­ды вос­пи­та­ния ме­ня­лись. Но при­о­ри­тет­ные нап­рав­ле­ния этой ра­бо­ты уда­лось сох­ра­нить, и сей­час прос­ве­ти­тельс­кая и ин­фор­ма­ци­он­ная де­я­тель­ность по пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию ве­дет­ся биб­ли­о­те­ка­ми по нес­коль­ким нап­рав­ле­ни­ям:
• вос­пи­та­ние пат­ри­о­тов Рос­сии, граж­дан пра­во­во­го, де­мок­ра­ти­чес­ко­го, со­ци­аль­но­го го­су­да­р­ства, об­ла­да­ю­щих вы­со­кой нрав­ствен­ностью и про­яв­ля­ю­щих на­ци­о­наль­ную и ре­ли­ги­оз­ную тер­пи­мость, ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к язы­кам, тра­ди­ци­ям и куль­ту­ре дру­гих на­ро­дов;
• ис­то­ри­чес­кая пре­ем­ствен­ность по­ко­ле­ний, сох­ра­не­ние, расп­ро­ст­ра­не­ние и раз­ви­тие на­ци­о­наль­ных куль­тур, вос­пи­та­ние бе­реж­но­го от­но­ше­ния к ис­то­ри­чес­ко­му нас­ле­дию;
• фор­ми­ро­ва­ние куль­ту­ры ми­ра и меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний;
• вос­пи­та­ние здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни, раз­ви­тие юно­шес­ко­го спор­та;
• эко­ло­ги­чес­кое вос­пи­та­ние, фор­ми­ро­ва­ние бе­реж­но­го от­но­ше­ния к при­ро­де и др.;
• во­ен­но-пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние.
Во мно­гом эти нап­рав­ле­ния соп­ря­га­ют­ся с кра­е­вед­чес­кой де­я­тель­ностью пуб­лич­ных биб­ли­о­тек, осо­бен­ность ко­то­рой зак­лю­ча­ет­ся в соз­да­нии та­кой биб­ли­о­теч­но-биб­ли­ог­ра­фи­чес­кой и до­ку­ме­нт­но-ин­фор­ма­ци­он­ной ба­зы, ко­то­рая спо­со­б­ству­ет со­ци­а­ли­за­ции, по­зи­тив­но­му са­мо­ут­ве­рж­де­нию лич­нос­ти и раск­ры­тию ее твор­чес­ко­го по­тен­ци­а­ла. Нес­лу­чай­но ака­де­мик Д. С. Ли­ха­чев наз­вал кра­е­ве­де­ние «вос­пи­ты­ва­ю­щей на­у­кой».
Ана­ли­зи­руя биб­ли­о­теч­но-биб­ли­ог­ра­фи­чес­кую де­я­тель­ность по пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию, при­хо­дишь к вы­во­ду, что биб­ли­о­те­ка­ри, в со­от­ве­т­ствии со сво­им вы­со­ким об­ще­ст­вен­ным пред­наз­на­че­ни­ем, всем име­ю­щим­ся ар­се­на­лом средств, форм и ме­то­дов ре­а­ли­зу­ют пра­ва сво­их чи­та­те­лей на сво­бо­ду дос­ту­па к ин­фор­ма­ции, вос­пи­ты­ва­ют ин­фор­ма­ци­он­ную куль­ту­ру и т. п.
В воп­ро­сах граж­да­нс­ко­го и пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния биб­ли­о­те­ка­ри вы­ра­ба­ты­ва­ют собствен­ную по­зи­цию, а так­же те­о­ре­ти­чес­ки раз­ви­ва­ют со­дер­жа­ние этих ак­ту­аль­ных воп­ро­сов при­ме­ни­тель­но к биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ной де­я­тель­нос­ти на раз­лич­ных все­рос­сийс­ких и меж­ду­на­род­ных на­уч­но-прак­ти­чес­ких кон­фе­рен­ци­ях. При­ме­ров то­му мно­же­ст­во.2
Рос­сийс­кая куль­ту­ра проц­ве­та­ет не толь­ко в сто­ли­це, но и в про­вин­ции. Биб­ли­о­те­ка­ри-кра­е­ве­ды про­вин­ци­аль­ных биб­ли­о­тек, вклю­ча­ясь в кра­е­вед­чес­кий по­иск, со­би­рая и сис­те­ма­ти­зи­ру­юя ма­те­ри­ал, фак­ти­чес­ки пи­шут ле­то­пись сво­е­го края. Боль­шую по­мощь при этом ока­зы­ва­ют школь­ни­ки, мо­ло­дежь, лю­би­те­ли-кра­е­ве­ды, мест­ные жи­те­ли. В па­мять о зна­ме­ни­тых лю­дях, ко­то­рые ро­ди­лись, жи­ли или соз­да­ва­ли что-то зна­чи­тель­ное для сво­е­го края, соз­да­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «имен­ные биб­ли­о­те­ки», нап­ри­мер, биб­ли­о­те­ка име­ни А. М. Вас­не­цо­ва, име­ни Аль­бер­та Ли­ха­но­ва или име­ни Л. В. Дь­я­ко­но­ва в Ки­ро­ве, биб­ли­о­те­ка име­ни А. К. Сал­ты­ко­ва в го­ро­де Мыш­ки­не Ярос­ла­вс­кой об­лас­ти, биб­ли­о­те­ка име­ни М. В. Ло­мо­но­со­ва в Ар­хан­гельс­ке и дру­гие. Фон­ды этих биб­ли­о­тек име­ют яр­ко вы­ра­жен­ную кра­е­вед­чес­кую нап­рав­лен­ность. Та­кие «имен­ные» му­ни­ци­паль­ные биб­ли­о­те­ки мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как кра­е­вед­чес­кие. Они ори­ен­ти­руют­ся на оп­ре­де­лен­ные те­ма­ти­чес­кие чи­та­тельс­кие пот­реб­нос­ти.

Ре­ли­ги­оз­ная ли­те­ра­ту­ра и кра­е­ве­де­ние
По­яв­ле­ние но­вых учеб­ных дис­цип­лин в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лах в ре­ги­о­нах так­же предъ­яв­ля­ет к кра­е­вед­чес­кой де­я­тель­нос­ти но­вые тре­бо­ва­ния. Нап­ри­мер, ос­но­вой пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния де­тей и под­ро­ст­ков в шко­лах ста­ло вве­де­ние но­вых учеб­ных кур­сов. В Мос­ко­вс­кой об­лас­ти — это «Моск­во­ве­де­ние», «Ду­хов­ное кра­е­ве­де­ние», в Ту­та­е­ве Ярос­ла­вс­кой об­лас­ти — «Ро­ди­но­ве­де­ние», «Ос­но­вы тра­ди­ци­он­ной ду­хов­ной куль­ту­ры», в Во­лог­де — «Ис­то­ки», а «Ос­но­вы пра­вос­лав­ной куль­ту­ры» вве­де­ны поч­ти пов­се­ме­ст­но.
Та­ким об­ра­зом, объ­ек­тив­ным фак­то­ром ра­бо­ты с ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­рой в биб­ли­о­те­ках яв­ля­ет­ся пре­по­да­ва­ние дис­цип­лин ре­ли­ги­о­вед­чес­ко­го и ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­со­фс­ко­го ха­рак­те­ра в об­ра­зо­ва­тель­ных го­су­да­р­ствен­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях раз­но­го уров­ня по оп­ре­де­лен­ным и ут­ве­рж­ден­ным МО и на­у­ки РФ прог­рам­мам. Нап­ри­мер, во мно­гих сред­них об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ни­ях пре­по­да­ют «Ос­но­вы пра­вос­лав­ной куль­ту­ры». И это по­нят­но: ре­зуль­та­ты пос­лед­ней пе­ре­пи­си на­се­ле­ния по­ка­зы­ва­ют, что в сов­ре­мен­ной Рос­сии про­жи­ва­ет 145,2 млн че­ло­век, из ко­то­рых рус­ские сос­тав­ля­ют аб­со­лют­ное боль­ши­н­ство — 116 млн — поч­ти 80% жи­те­лей. При эт­ни­чес­ком мно­го­об­ра­зии (170 на­род­нос­тей) толь­ко 6 на­род­нос­тей пе­ре­шаг­ну­ли мил­ли­он­ный барь­ер — та­та­ры, ук­ра­ин­цы, баш­ки­ры, чу­ва­ши, че­чен­цы и ар­мя­не. При­чем три на­род­нос­ти из этих шес­ти тра­ди­ци­он­но ис­по­ве­ду­ют хрис­ти­а­н­ство.
Куль­тур­ный об­раз на­ро­дов Рос­сии сфор­ми­ро­ван тра­ди­ци­он­ны­ми для Рос­сии кон­фес­си­я­ми, та­ки­ми как хрис­ти­а­н­ство, ис­лам, буд­дизм и иу­да­изм. Де­я­тель­ность ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций от­но­си­тель­но проз­рач­на для об­ще­ст­ва. Они вза­и­мо­дей­ству­ют с раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми инс­ти­ту­та­ми в прос­ве­ти­тельс­кой и со­ци­аль­но-бла­гот­во­ри­тель­ной ра­бо­те, участ­ву­ют да­же в биб­ли­о­теч­ных про­ек­тах.
Приз­на­ние рав­но­цен­нос­ти всех ре­ли­гий не про­ти­во­ре­чит приз­на­нию осо­бой ис­то­ри­чес­кой мис­сии за хрис­ти­а­н­ством. На хрис­ти­а­н­стве дер­жит­ся ис­то­рия ве­ли­кой рус­ской куль­ту­ры и рос­сийс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти.
Нель­зя не сог­ла­сить­ся с пат­ри­ар­хом Алек­си­ем II, ко­то­рый ска­зал, что «изу­че­ние пра­вос­лав­ной куль­ту­ры ни в ко­ей ме­ре не мо­жет уще­мить ин­те­ре­сы да­же тех лю­дей, семьи ко­то­рых ис­по­ве­ду­ют иную ве­ру. Ба­зо­вые поз­на­ния в сфе­ре пра­вос­лав­ной куль­ту­ры ни для ко­го не мо­гут ока­зать­ся из­лиш­ни­ми… В мес­тах ком­па­кт­но про­жи­ва­ю­ще­го неп­ра­вос­лав­но­го на­се­ле­ния вмес­то кур­са «Ос­нов пра­вос­лав­ной куль­ту­ры» или па­рал­лель­но с ним по же­ла­нию уча­щих­ся или их ро­ди­те­лей мо­жет пре­по­да­вать­ся ана­ло­гич­ная дис­цип­ли­на на ос­но­ве лю­бо­го из тра­ди­ци­он­ных для Рос­сии ве­ро­ис­по­ве­да­ний». И действи­тель­но, «Ос­но­вы ис­ла­мс­кой куль­ту­ры» пре­по­да­ют­ся в шко­лах Та­та­рс­та­на с се­ре­ди­ны 1990-х го­дов.3
Нес­мот­ря на то, что сов­ре­мен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные прог­рам­мы пред­по­ла­га­ют зна­ко­м-­ство с не­ко­то­ры­ми жан­ра­ми пра­вос­лав­ной ли­те­ра­ту­ры, спе­ци­а­лис­ты биб­ли­о­теч­но­го де­ла счи­та­ют, что проб­ле­ма ду­хов­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния де­тей и юно­ше­ст­ва сред­ства­ми пра­вос­лав­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной ли­те­ра­ту­ры — од­на из не­ре­шен­ных. Во мно­гом это объ­яс­ня­ет­ся от­су­т­стви­ем со­от­ве­т­ству­ю­щих из­да­ний в фон­дах рос­сийс­ких биб­ли­о­тек. В нас­то­я­щее вре­мя по­я­ви­лись ре­ко­мен­да­ции в по­мощь тем, кто комп­лек­ту­ет фон­ды ли­те­ра­ту­ры пра­вос­лав­ной нап­рав­лен­нос­ти. Так­же де­таль­но раз­ра­бо­та­на ти­пови­до­вая струк­ту­ра пра­вос­лав­ных из­да­ний.4 Од­на­ко за не­дос­тат­ком средств биб­ли­о­те­кам по­на­до­бит­ся еще мно­го вре­ме­ни, что­бы соз­дать пол­но­цен­ные фон­ды это­го про­фи­ля.
Вмес­те с тем, уже су­ще­ст­ву­ю­щие фон­ды ре­ли­ги­оз­ной нап­рав­лен­нос­ти да­ют воз­мож­ность биб­ли­о­те­кам мно­гих ре­ги­о­нов Рос­сии вес­ти и цер­ков­но-кра­е­вед­чес­кую ра­бо­ту. На-п­ри­мер, в Ниж­нем Нов­го­ро­де про­шел ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ный кон­курс «Рев­ни­те­ли древ­не­го бла­го­чес­тия. Ста­ро­об­ряд­че­ст­во», а в На­ци­о­наль­ной биб­ли­о­те­ке Рес­пуб­ли­ки Ко­ми — фо­то­выс­тав­ка, пос­вя­щен­ная цер­ков­но­му зод­че­ст­ву и хра­мо­во­му стро­и­тель­ству в крае.
Сов­ре­мен­ные фор­мы мас­со­вой кра­е­вед­чес­кой де­я­тель­нос­ти очень раз­но­об­раз­ны. Это мо­гут быть ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ные кон­кур­сы, вик­то­ри­ны, се­ми­на­ры («Рев­ни­те­ли древ­не­го бла­го­чес­тия», Ниж­ний Нов­го­род), книж­ные выс­тав­ки («Вы­да­ю­щи­е­ся па­мят­ни­ки ду­хов­нос­ти», Ки­ров), выс­тав­ки пас­халь­ной отк­рыт­ки, аудиозаписи цер­ков­ной му­зы­ки, экс­по­зи­ции ред­ких из­да­ний пра­вос­лав­ных книг и др. При биб­ли­о­те­ках соз­да­ют­ся все­воз­мож­ные клу­бы, пос­то­ян­но действу­ю­щие ви­део-лек­то­рии, где выс­ту­па­ют свя­щен­нос­лу­жи­те­ли близ­ле­жа­щих хра­мов или вид­ные бо­гос­ло­вы; про­хо­дят пре­зен­та­ции кра­е­вед­чес­ких из­да­ний о мо­нас­ты­рях и хра­мах, про­во­дят­ся лек­ции-кон­цер­ты («Рус­ская ико­на», Ки­ров), круг­лые сто­лы, те­ма­ти­чес­кие кон­фе­рен­ции, дис­пу­ты и ки­но­по­ка­зы, выс­туп­ле­ния чте­цов, ар­тис­тов, ико­но­пис­цев и проч.
Ин­те­ре­сен в этом от­но­ше­нии опыт биб­ли­о­те­ка­рей Пав­ло­вс­ко­го По­са­да (Мос­ко­вс­кая об­ласть), ко­то­рые в кра­е­вед­чес­ком му­зее, в ко­ло­коль­не церк­ви, пост­ро­ен­ной по при­ка­зу кня­зя, ко­то­ро­му и при­над­ле­жа­ли эти зем­ли, про­во­дят бе­се­ды со стар­шей груп­пой дош­коль­ни­ков о бла­го­вер­ном кня­зе Дмит­рии Донс­ком и рус­ских церк­вях. Во­ло­го­дс­кая об­ла­ст­ная уни­вер­саль­ная на­уч­ная биб­ли­о­те­ка мно­го лет участ­ву­ет в кра­е­вед­чес­ких чте­ни­ях, ко­то­рые про­во­дят­ся обыч­но в од­ной из уса­деб близ го­ро­да. Биб­ли­о­те­ки Пско­вс­кой об­лас­ти ор­га­ни­зу­ют сов­ме­ст­ные книж­ные выс­тав­ки и ме­роп­ри­я­тия по прос­лав­ле­нию па­мя­ти мест­но­по­чи­та­е­мых свя­тых, а кра­е­вед­чес­кая кон­фе­рен­ция про­хо­ди­ла при учас­тии свя­щен­нос­лу­жи­те­лей.
В тес­ном сот­руд­ни­че­ст­ве с Рус­ской пра­вос­лав­ной цер­ковью ра­бо­та­ет ка­ли­ни­нг­ра­дс­кая об­ла­ст­ная детс­кая биб­ли­о­те­ка им. А. П. Гай­да­ра. В 2002 го­ду биб­ли­о­те­кой был ор­га­ни­зо­ван круг­лый стол и приг­ла­шен к учас­тию нас­то­я­тель пра­вос­лав­но­го хра­ма Пок­ро­ва Прес­вя­той Бо­го­ро­ди­цы от­ец Ва­ди­м. Те­мой бе­се­ды ста­ло ду­хов­но-нрав­ствен­ное и пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние.
В Бел­го­ро­дс­кой об­лас­ти осо­бое зна­че­ние в вос­пи­та­нии де­тей при­да­ют на­род­но­му твор­че­ст­ву. В 2002 го­ду та­мош­ни­ми биб­ли­о­те­ка­ми бы­ла ре­а­ли­зо­ва­на це­ле­вая прог­рам­ма «Ко­пил­ка па­мя­ти Рос­сии». Цель прог­рам­мы — об­ра­тить­ся к ис­то­кам на­род­ной куль­ту­ры и твор­че­ст­ва, вы­я­вить и по­ка­зать роль ис­ку­с­ства рус­ско­го на­ро­да в ми­ро­вом ис­ку­с­стве, ус­та­но­вить ду­хов­ную связь по­ко­ле­ний. В рам­ках прог­рам­мы бы­ли соз­да­ны ба­зы дан­ных «Бел­го­ро­дс­кие свя­ты­ни», оформ­ле­ны книж­но-ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные выс­тав­ки «При­данья ста­ри­ны глу­бо­кой», «Тра­ди­ции Бел­го­ро­да» и др.
В биб­ли­о­те­ках Нов­го­ро­дс­кой об­лас­ти уже тра­ди­ци­он­ны­ми ста­но­вят­ся кра­е­вед­чес­кие «чет­вер­ги». По чет­вер­гам здесь про­во­дят­ся бе­се­ды, встре­чи с нов­го­ро­дс­ки­ми пи­са­те­ля­ми, об­суж­де­ния книг. Был, нап­ри­мер, ве­чер, пос­вя­щен­ный глав­ной свя­ты­не Нов­го­ро­да — ико­не Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри.
В ярос­ла­вс­ких биб­ли­о­те­ках вмес­те с От­де­ла­ми кра­е­ве­де­ния по­я­ви­лись и ре­аль­ные перс­пек­ти­вы раск­рыть пе­ред чи­та­те­ля­ми уни­каль­ные кра­е­вед­чес­кие ре­сур­сы фон­дов — че­рез ука­за­те­ли, об­зо­ры, пре­зен­та­ции книг мест­ных ав­то­ров. Осо­бен­но по­лез­ны в этом от­но­ше­нии выс­тав­ки-прос­мот­ры. На од­ной из та­ких выс­та­вок («Свя­ты­ни зем­ли Ярос­ла­вс­кой: мо­нас­ты­ри и хра­мы») бы­ло предс­тав­ле­но око­ло 400 из­да­ний о цер­ков­ных па­мят­ни­ках.
Та­ким об­ра­зом, кра­е­вед­чес­кая де­я­тель­ность биб­ли­о­тек по­лу­чи­ла но­вый им­пульс. Бо­лее то­го, она ста­ла эф­фек­тив­ным сред­ством пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния. По­жа­луй, се­год­ня толь­ко биб­ли­о­те­ки спо­соб­ны пол­ностью соб­рать уни­каль­ную ин­фор­ма­цию о род­ном крае и удов­лет­во­рить по­вы­шен­ный ин­те­рес, осо­бен­но де­тей и юно­ше­ст­ва, к кра­е­вед­чес­кой ли­те­ра­ту­ре. За пос­лед­ние го­ды по­я­ви­лось бо­лее трех­сот пуб­ли­ка­ций из 60 ре­ги­о­нов; из них бо­лее по­ло­ви­ны от­ра­жа­ет опыт му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек в кра­е­вед­чес­ком нап­рав­ле­нии. И не слу­чай­но в 2000 го­ду в рам­ках Рос­сийс­кой биб­ли­о­теч­ной ас­со­ци­а­ции (РБА) бы­ла соз­да­на сек­ция «Кра­е­ве­де­ние в сов­ре­мен­ных биб­ли­о­те­ках».
Го­су­да­р­ствен­ным биб­ли­о­те­кам предс­то­ит так­же на­ла­дить вза­и­мо­дей­ствие в кра­е­вед­чес­ком нап­рав­ле­нии с му­суль­ма­нс­ки­ми биб­ли­о­те­ка­ми, ко­то­рые соз­да­ют­ся при раз­лич­ных му­суль­ма­нс­ких бла­гот­во­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях, ме­че­тях, и фон­ды ко­то­рых сос­то­ят в нас­то­я­щее вре­мя из рус­ско­я­зыч­ных из­да­ний ис­ла­мс­кой те­ма­ти­ки и весь­ма вост­ре­бо­ва­нны. Это поз­во­ля­ет го­во­рить о меж­ци­ви­ли­за­ци­он­ной ро­ли му­суль­ма­нс­кой кни­ги и ро­ли рус­ско­го язы­ка в му­суль­ма­нс­ком со­ци­у­ме.5
С 1999 го­да в рам­ках еже­год­ных Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ст­ве­нс­ких об­ра­зо­ва­тель­ных чте­ний про­во­дят­ся за­се­да­ния сек­ции «Пра­вос­ла­вие и кра­е­ве­де­ние», где сре­ди зат­ра­ги­ва­е­мых воп­ро­сов, рас­смат­ри­ва­ют­ся воп­ро­сы о соз­да­нии детс­ких и мо­ло­деж­ных клу­бов пра­вос­лав­ных кра­е­ве­дов, ор­га­ни­за­ция кра­е­вед­чес­ких му­зе­ев «Свя­ты­ни род­но­го при­хо­да» и др., спо­со­б­ству­ю­щие сво­и­ми фор­ма­ми и ме­то­да­ми ра­бо­ты пат­ри­о­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию. Об­ще­ст­ва кра­е­ве­дов сов­ме­ст­но с биб­ли­о­те­ка­ми ор­га­ни­зу­ют чте­ния, пос­вя­щен­ные свя­тым края, про­во­дят го­ро­дс­кие лек­то­рии.
Из­ве­ст­но, что Рус­ская пра­вос­лав­ная цер­ковь внес­ла зна­чи­тель­ный вклад в изу­че­ние от­дель­ных тер­ри­то­рий Рос­сии. Предс­та­ви­те­ли ду­хо­ве­н­ства за­ни­ма­лись ис­то­ри­ей, ар­хе­о­ло­ги­ей, эт­ног­ра­фи­ей, ста­тис­ти­кой, ли­те­ра­ту­рой и биб­ли­ог­ра­фи­ей.
Цер­ков­ные кра­е­вед­чес­кие из­да­ния и до­ку­мен­ты яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мой частью кра­е­вед­чес­ких фон­дов го­су­да­р­ствен­ных и пра­вос­лав­ных биб­ли­о­тек, и в нас­то­я­щее вре­мя к ним про­яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ный чи­та­тельс­кий ин­те­рес. В биб­ли­о­те­ках по­я­ви­лись до­ре­во­лю­ци­он­ные епар­хи­аль­ные из­да­ния, со­дер­жа­щие бо­га­тый ис­то­ри­чес­кий ма­те­ри­ал. Ос­нов­ные те­мы до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ний — ис­то­рия церк­вей, мо­нас­ты­рей и пус­ты­ней, цер­ков­ных при­хо­дов, обы­ча­ев и об­ря­дов на­ро­дов, про­жи­ва­ю­щих на оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии (это — из­да­ния офи­ци­аль­ные — «Епар­хи­аль­ные ве­до­мос­ти», «Спра­воч­ные книж­ки для ду­хо­ве­н­ства», и на­уч­ные — «Ис­то­ри­ко-ста­тис­ти­чес­кое опи­са­ние… епар­хии» и др.).
Фон­ды кра­е­вед­чес­ких под­раз­де­ле­ний му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек по­пол­ня­ют­ся так­же не­о­пуб­ли­ко­ван­ны­ми до­ку­мен­та­ми, ру­ко­пи­ся­ми мест­ных ис­сле­до­ва­те­лей, ма­те­ри­а­ла­ми пе­ре­пис­ки де­я­те­лей края, в том чис­ле цер­ков­нос­лу­жи­те­лей, ис­то­ри­чес­ки­ми до­ку­мен­та­ми о ра­нее су­ще­ст­во­вав­ших хра­мах и мо­нас­ты­рях. В кра­е­вед­чес­кий фонд пос­ту­па­ют элект­рон­ные до­ку­мен­ты с пол­но­те­кс­то­вы­ми ба­за­ми дан­ных (му­ни­ци­паль­ная биб­ли­о­те­ка Ярос­лав­ля, нап­ри­мер, собствен­ны­ми си­ла­ми под­го­то­ви­ла элект­рон­ную ба­зу дан­ных «Ма­лая кра­е­вед­чес­кая эн­цик­ло­пе­дия «На­ше нас­ле­дие»»).
Вза­и­мо­обо­га­ще­ние форм и ме­то­дов ра­бо­ты, ко­ор­ди­на­ция де­я­тель­нос­ти и фор­ми­ро­ва­ние фон­дов кра­е­вед­чес­кой нап­рав­лен­нос­ти в пуб­лич­ных и пра­вос­лав­ных биб­ли­о­те­ках — все это но­вые тен­ден­ции биб­ли­о­теч­но­го де­ла. С епар­хи­я­ми РПЦ сот­руд­ни­ча­ют са­мые раз­ные биб­ли­о­те­ки: на­ци­о­наль­ные, рес­пуб­ли­ка­нс­кие, кра­е­вые, юно­шес­кие и детс­кие, му­ни­ци­паль­ные, ву­зо­вс­кие, школь­ные и пр. Это — учас­тие в кра­е­вед­чес­ких кон­фе­рен­ци­ях, епар­хи­аль­ных чте­ни­ях, сов­ме­ст­ные все­рос­сийс­кие книж­ные выс­тав­ки, из­да­ние круп­ных биб­ли­ог­ра­фи­чес­ких ука­за­те­лей и ма­те­ри­а­лов по ис­то­рии епар­хии, мо­нас­ты­рей, хра­мов и церк­вей и т. д. Нап­ри­мер, в струк­ту­ре Ки­ро­вс­кой ЦБС функ­ци­о­ни­ру­ет биб­ли­о­те­ка «Бла­го­вест», соз­дан­ная в 1998 г. на ос­но­ве Сог­ла­ше­ния о сот­руд­ни­че­ст­ве меж­ду мис­си­о­не­рс­ко-об­ра­зо­ва­тель­ным от­де­лом Вятс­ко­го епар­хи­аль­но­го уп­рав­ле­ния и му­ни­ци­паль­ным уч­реж­де­ни­ем «Бла­го­вест». В уни­вер­саль­ном по со­дер­жа­нию фон­де биб­ли­о­те­ки сфор­ми­ро­ван под­фонд, нас­чи­ты­ва­ю­щий бо­лее 7 тыс. эк­зе­мп­ля­ров свя­то­оте­чес­кой пра­вос­лав­ной ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рая очень ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся чи­та­те­ля­ми.6 Биб­ли­о­те­ка ви­дит свою за­да­чу в ук­реп­ле­нии ду­хов­ных и ис­то­ри­чес­ких кор­ней на Вятс­кой зем­ле и ра­бо­та­ет по прог­рам­ме «При­кос­но­ве­ние к ис­то­кам». В ее про­ек­ты по ду­хов­но-прос­ве­ти­тельс­кой де­я­тель­нос­ти вклю­че­ны бе­се­ды свя­щен­ни­ка «Кру­пи­цы ду­хов­ной муд­рос­ти» и экс­кур­сии и па­лом­ни­чес­кие по­езд­ки по вятс­ким свя­тым мес­там.

Прин­цип тер­пи­мос­ти в ра­бо­те биб­ли­о­те­ки
Так же как и при фор­ми­ро­ва­нии фон­дов ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры, при фор­ми­ро­ва­нии кра­е­вед­чес­ких фон­дов биб­ли­о­те­ки долж­ны, при­дер­жи­вать­ся прин­ци­па тер­пи­мос­ти/то­ле­ра­нт­нос­ти (Ру­ба­ки­нс­кий прин­цип «тер­пи­мос­ти к чу­жим мне­ни­ям»). Ра­бо­та кра­е­вед­чес­ко­го фон­да лю­бой биб­ли­о­те­ки долж­на пред­по­ла­гать сво­бод­ный дос­туп к са­мой раз­ной ин­фор­ма­ции, не­за­ви­си­мо от кон­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­нос­ти сво­их чи­та­те­лей. Од­но из по­ло­же­ний Н. А. Ру­ба­ки­на, сфор­му­ли­ро­ван­ное им на за­ре ХХ ве­ка по по­во­ду кра­е­вед­чес­ко­го фон­да, осо­бен­но яр­ко зву­чит в сов­ре­мен­ном биб­ли­о­теч­ном кра­е­ве­де­нии и мо­жет быть при­ме­не­но бе­зо вся­ких ого­во­рок к де­я­тель­нос­ти му­ни­ци­паль­ной биб­ли­о­те­ки: «…Нель­зя не об­ра­тить… серь­ез­но­го вни­ма­ния, осо­бен­но в тех мест­нос­тях, на­се­ле­ние ко­то­рых сме­шан­но­го ха­рак­те­ра, не толь­ко рус­ско­го, но и ино­род­чес­ко­го, что в мест­ном от­де­ле долж­на за­ни­мать, не­сом­нен­но, цент­раль­ное мес­то ли­те­ра­ту­ра о раз­ных на­ци­о­наль­нос­тях, а сре­ди этой ли­те­ра­ту­ры — кни­ги, по­мо­га­ю­щие их вза­им­но­му по­ни­ма­нию, ува­же­нию и сим­па­тии».7
В кра­е­вед­чес­ком фон­де со­би­ра­ют­ся до­ку­мен­ты, в ко­то­рых от­ра­жа­ют­ся:
1. Ре­ли­ги­оз­ное уче­ние ре­ги­о­на. Так, по дан­ным со­ци­о­ло­гов, око­ло 72% жи­те­лей Рос­сии оце­ни­ва­ют свое от­но­ше­ние к пра­вос­ла­вию как по­ло­жи­тель­ное. На воп­рос о том, что прив­ле­ка­ет их в пра­вос­ла­вии, на пер­вое мес­то оп­ро­шен­ные пос­та­ви­ли эти­чес­кие мо­мен­ты, на вто­рое — фи­ло­со­фс­ко-ре­ли­ги­оз­ные (ис­тин­ность уче­ния) и на третье — ре­ли­ги­оз­ные мо­мен­ты (воз­мож­ность спас­ти свою ду­шу от зла и гре­ха).
2. На­ли­чие куль­тур­ных ре­ли­ги­оз­ных цен­нос­тей в ре­ги­о­не.
3. Ис­то­рия мо­нас­ты­рей и хра­мов, в том чис­ле не сох­ра­нив­ших­ся.
4. Ре­ли­ги­оз­ные де­я­те­ли РПЦ и дру­гих ре­ли­ги­оз­ных кон­фес­сий.
5. Ис­то­рия иных ве­ро­у­че­ний в ре­ги­о­не.
Ве­ро­ис­по­ве­да­ние нак­ла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на ти­по­вое, ви­до­вое и ко­ли­че­ст­вен­ное раз­но­об­ра­зие до­ку­мен­тов кра­е­вед­чес­ко­го фон­да.
Лю­бовь к род­но­му краю и зна­ние его ис­то­рии — ос­но­ва для под­ня­тия ду­хов­ной куль­ту­ры лич­нос­ти и об­ще­ст­ва в це­лом. По­э­то­му та­ким не­об­хо­ди­мым ста­но­вит­ся тан­дем биб­ли­о­тек и церк­ви в де­ле пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния граж­дан Рос­сии.
И пос­лед­нее. Со­бы­тие ог­ром­но­го об­ще­ст­вен­но­го зву­ча­ния — Меж­ду­на­род­ные Рож­де­ст­ве­нс­кие об­ра­зо­ва­тель­ные чте­ния.* Они про­хо­дят с 1992 го­да в Моск­ве каж­дую пос­лед­нюю не­де­лю ян­ва­ря. Сю­да при­ез­жа­ют бо­лее 6 тыс. че­ло­век со всех ре­ги­о­нов Рос­сии, ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бежья. Каж­дый год Чте­ния име­ют свою те­ма­ти­чес­кую нап­рав­лен­ность. В этом го­ду те­ма XIV Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ст­ве­нс­ких об­ра­зо­ва­тель­ных чте­ний — «Шко­ла и цер­ковь — тра­ди­ции и ре­фор­мы рос­сийс­ко­го об­ра­зо­ва­ния».
За­да­чи Чте­ний та­ко­вы: «Вос­пи­та­ние под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния в ду­хе вы­со­ких иде­а­лов слу­же­ния Бо­гу и Оте­че­ст­ву; оп­ре­де­ле­ние ро­ли ду­хов­но-нрав­ствен­ных тра­ди­ций и пре­ем­ствен­ность для раз­ви­тия об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и го­су­да­р­ства, ста­нов­ле­ния пол­но­цен­ной че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти, воз­рож­де­ния куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния; оп­ре­де­ле­ние мес­та ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния в сис­те­ме рос­сийс­ко­го об­ра­зо­ва­ния».8
На­ше про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ст­во светс­ких и пра­вос­лав­ных биб­ли­о­те­ка­рей впер­вые в этом го­ду про­ве­ло на Чте­ни­ях сек­цию «Биб­ли­о­теч­но-биб­ли­ог­ра­фи­чес­кая де­я­тель­ность в по­мощь ду­хов­но-нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию» (с 2002 го­да сек­ция объ­яв­ля­лась в рам­ках Глинс­ких чте­ний/Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «Долг слу­же­ния Оте­че­ст­ву»).9
Сов­ме­ст­ная ра­бо­та на сек­ции бо­лее ста биб­ли­о­те­ка­рей, биб­ли­ог­ра­фов раз­ных го­су­да­р­ствен­ных биб­ли­о­теч­ных сис­тем, пре­по­да­ва­те­лей, ас­пи­ран­тов и сту­ден­тов, спе­ци­а­лис­тов пра­вос­лав­ных биб­ли­о­тек, свя­щен­нос­лу­жи­те­лей, кни­го­из­да­те­лей, глав­ных ре­дак­то­ров не­ко­то­рых спе­ци­аль­ных жур­на­лов, Цер­ков­но-на­уч­но­го цент­ра «Пра­вос­лав­ная эн­цик­ло­пе­дия» из 15 ближ­них и даль­них рос­сийс­ких ре­ги­о­нов, а так­же — Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь, да­ла воз­мож­ность уви­деть с раз­ной сте­пенью пол­но­ты ин­те­рес­ные док­ла­ды в рус­ле за­яв­лен­ной те­ма­ти­ки сек­ции.

Светлана Петровна Фунтикова, профессор кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук

* Под­роб­но о Рож­де­ст­ве­нс­ких чте­ни­ях и ра­бо­те сек­ции «Биб­ли­о­теч­но-биб­ли­ог­ра­фи­чес­кая де­я­тель­ность в по­мощь ду­хов­но-нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию» чи­тай­те в сле­ду­ю­щем но­ме­ре жур­на­ла.

1 Цит. по: Ио­анн, игум. Пра­вос­ла­вие как пер­во­ос­но­ва и оп­рав­да­ние рус­ской куль­ту­ры: докл. на VI Рож­де­ст­ве­нс­ких чте­ни­ях 26 янв. 1998 г. —­ С. 1–2.
2 См, нап­ри­мер, сбор­ни­ки «На­ше нас­ле­дие: О проб­ле­мах граж­да­нс­ко­го и пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния де­тей и под­ро­ст­ков в биб­ли­о­те­ке» (М., 2004); «Че­рез биб­ли­о­те­ки — к бу­ду­ще­му: сб. мат. по фор­ми­ро­ва­нию детс­ко-юно­шес­кой ин­фор­ма­ци­он­ной по­ли­ти­ки: по ма­те­ри­а­лам кон­фе­рен­ций Прог­рам­мы ЮНЕС­КО «Ин­фор­ма­ция для всех» (М., 2004); а так­же CD «Ду­хов­но-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние мо­ло­де­жи. Комп­ле­кс­ный под­ход» (М., 2005).
3 Ха­ри­со­ва, Л. А. Ис­лам: ду­хов­но-нрав­ствен­ное обу­че­ние школь­ни­ков: Конс­пект за­ня­тий / Л. А. Ха­ри­со­ва. — М., 2002.
4 Фун­ти­ко­ва, С. П. Комп­лек­то­ва­ние фон­да свя­то­оте­чес­кой ли­те­ра­ту­ры в школь­ной биб­ли­о­те­ке // Комп­лек­то­ва­ние фон­дов биб­ли­о­тек об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ний / С. П. Фун­ти­ко­ва. — М., 2003. — С. 28—30; Фун­т-и­ко­ва, С. П. Соз­да­ние фон­да свя­то­оте­чес­кой ли­те­ра­ту­ры в школь­ной биб­ли­о­те­ке как не­об­хо­ди­мое зве­но в ду­хов­но-нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии уча­щих­ся / С. П. Фун­ти­ко­ва // Школь­ная биб­ли­о­те­ка. — 2002. — № 7.— С. 11—21.
5 Да­ни­лов, В. Л. Де­я­тель­ность му­суль­ма­нс­ких биб­ли­о­тек в Си­би­ри в кон­це ХХ — на­ча­ле ХХI в. (на при­ме­ре биб­ли­о­те­ки Со­бор­ной ме­че­ти Но­во­си­би­рс­ка) // Вест­ник Омс­ко­го уни­вер­си­те­та. — 2005. — № 2. — С. 102–105.
6 Кас­си­на, Н. В. Биб­ли­о­те­ка пра­вос­лав­ной куль­ту­ры «Бла­го­вест» // Яр­мар­ка биб­ли­о­теч­ных идей «Ин­но­ва­ции в де­я­тель­нос­ти пуб­лич­ных биб­ли­о­тек»: Сб. мат. —Ки­ров, 2002. — С. 19–21.
7 Ру­ба­кин, Н. А. Сре­ди книг. — 2-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1. — С. 191.
8 Прог­рам­ма XIV Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ст­ве­нс­ких об­ра­зо­ва­тель­ных чте­ний «Шко­ла и цер­ковь — тра­ди­ции и ре­фор­мы рос­сийс­ко­го об­ра­зо­ва­ния».
9 Глинс­кие чте­ния гла­за­ми биб­ли­о­те­ка­ря // Школь­ная биб­ли­о­те­ка. — 2002. — № 7. — С. 6–10; Дру­гие ма­те­ри­а­лы см.: Там же. — № 8.