Отечественный книжный рынок и литература для детей: Статистика, тенденции, прогнозы

Вопреки логике, чем старше становится читатель, переходя из категории младшего или среднего школьного возраста в категорию старшего школьного и юношества, тем меньше книг предлагают ему наши издатели.
В 2006 году в России было зарегистрировано 102 268 названий книг и брошюр (в 2005-м —
95,5 тысяч). Общий их тираж составил 633,5 млн экземпляров (в 2005 году — 669,4 млн). Наша страна впервые преодолела планку стотысячного количества названий и тем установила своего рода рекорд.
За первое полугодие 2007 года в стране зарегистрировано 52 138 названий книг и брошюр совокупным тиражом 291 054,5 тысяч экземпляров.
Итоги учёта за первое полугодие 2007 года ещё раз подтвердили устойчивую тенденцию последнего десятилетия — плавный прирост выпуска издательской продукции по количеству названий и столь же плавное снижение суммарных тиражей.
Доля книг (то есть «изданий объёмом более 48 страниц») в общем ассортименте книжной продукции составила 83,4% против 87,3% в 2006 году. Одновременно в общей массе книжной продукции сократилось количество изданий в переплёте — зафиксировано их уменьшение на 6,9% по сравнению с показателями первой половины прошлого года (31,9% против 38,6% соответственно).
Ещё одна тенденция сегодняшнего дня — увеличение количества сериальных изданий. Сегодня на их долю приходится более трети всех названий и больше половины всех тиражей.
Уменьшается количество переводных изданий по отношению к оригинальным. Однако увеличение количества отечественных авторов в сегменте художественной и детской литературы отнюдь не означает улучшения качества текстов.
Наиболее многочисленная по количеству названий тиражная группа — издания, выпущенные тиражом до 500 экземпляров. На втором месте — издания тиражом от 1 000 до 5 000 экземпляров.
К первой группе относится львиная доля научных изданий, внутривузовских пособий и узкоспециализированных книг и брошюр. На долю малотиражных изданий приходится 36,9% книг и брошюр (по названиям). Ко второй из названных групп относится практически вся научно-популярная книга, общевузовские учебники центральных издательств, словари, справочники, произведения отечественной и зарубежной беллетристики, предназначенные для серьёзного чтения. Эта группа составляет 30,3% названий книг и брошюр.

Мария Порядина, старший научный сотрудник отдела государственной библиографии Российской книжной палаты, Москва