Открытая трибуна. Поиски и эксперименты

У молодёжи не так-то много свободного времени для чтения. Чтобы молодые люди всё-таки пришли в библиотеку, задержались в ней и почувствовали себя нужными, библиотеки ЦБС Кировского района перестраивают свою деятельность, расширяют пространство и перестраивают профессиональное самосознание.
Библиотека №1 — одна из старейших библиотек ЦБС Кировского района. Это библиотека нового формата, современный информационный, социокультурный и образовательный центр с «Городом книг», актовым залом-трансформером для проведения зрелищных и лекционных мероприятий, мультимедийным залом, компьютерным классом, детской комнатой, гримёрной для артистов, кабинетом психологической разгрузки. К услугам читателей — электронный каталог, справочно-поисковые базы, интернет. Здесь можно не только почитать, но и отдохнуть, поиграть, побывать на вернисаже, музыкальном и театральном представлении, послушать стихи и почитать свои. Работа в этой библиотеке техничная, оживлённая, насыщенная новыми идеями и ориентированная на молодое поколение.
Студенты Санкт-Петербургского института культуры и искусств опросили 800 учащихся гуманитарных и технических вузов и выяснили, что только 20% читают классику и немногим больше современную литературу. На основе опроса был составлен читательский портрет современного молодого читателя. Материалы исследования были представлены библиотекарям нашей ЦБС, и они пришли к выводу, что необходим диалог между молодым поколением и профессионалами. Так родился проект «Открытая трибуна».
Целью первого его этапа — «Школа. Библиотека. Вуз» — было привлечение к чтению, формирование позитивного имиджа библиотеки, апробация новых форм и методов работы в библиотеке. Перед нами стояла задача объединить молодёжь идеей чтения вне зависимости от того, какую книгу они предпочитают, бумажную или электронную. Мы привлекли к проекту учащихся нескольких общеобразовательных школ Кировского района, лицея, студентов Института культуры и искусств (кафедра библиотековедения) и Университета экономики и сервиса (кафедра журналистики), преподавателей школ и вузов, представителя Российской Национальной библиотеки, сформировали «экспертную группу» по 6 человек из студентов этих вузов. Модераторами мероприятия выступили студента кафедры библиотековедения и кафедры журналистики.
Актуальность проблемы не-чтения подтвердило смущение, с каким школьники реагировали на вопрос модераторов: «Какую книгу вы сейчас читаете?» Студентка института культуры и искусств так прокомментировала их реакцию: «Сегодня в России изменился статус чтения, отношение к нему. С 90-х годов стала исчезать литературная традиция, падает престиж писателя как властителя человеческих душ…» Выборочный опрос студентов показал, что ни один студент не позиционирует себя как «читателя»; школьники черпают свои знания из интернета, телевидения, радио, мультимедиа. Студентка кафедры журналистики попыталась оправдать ребят: «Возвращаясь домой, больше всего хочется расслабиться. Что лукавить? Многие в такие моменты выберут социальные сети, просмотр фильмов и тому подобное. Книга же в той или иной степени заставляет нас думать, а для этого нужен эмоциональный настрой. Каждый день, откладывая чтение “на потом”, мы получаем тенденцию к снижению количества читающих». Эксперты также отметили, что в социальных сетях есть группы, посвящённые чтению. В них обсуждаются литературные новинки, публикуются списки любимых книг.

Нелли Алексеевна Соколова, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения Централизованной библиотечной системы Кировского района, заслуженный работник культуры РФ