От Аку­та­га­вы до Му­ра­ка­ми. Об­зор япон­ской про­зы ХХ ве­ка*

Мы продолжаем публикацию обзора японской прозы ХХ века, который может быть использован в качестве аннотированного рекомендательного библиографического указателя.
Ёко Тавада (род. в 1960 г. в То­кио). Окон­чи­ла фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет уни­вер­си­те­та Ва­сэ­да, где изу­ча­ла рус­ский язык. В 1982 г. уе­ха­ла в Гер­ма­нию и по­сту­пи­ла в ас­пи­ран­ту­ру Гам­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Там на­ча­ла пи­сать про­зу. Свою пер­вую пре­мию за ли­те­ра­тур­ный де­бют по­лу­чи­ла в 1991 г. за по­весть «Без зад­них ног», от­ра­жа­ю­щую не­мец­кие впе­чат­ле­ния пи­са­тель­ни­цы. Но­вел­ла «Со­ба­чья не­ве­с­та» бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в 1993 г. и удо­с­то­и­лась пре­мии Аку­та­га­вы. «Ве­се­лым ри­мей­ком сказ­ки о Мэ­ри Поп­пинс», — на­звал эту по­весть Гри­го­рий Чхар­тиш­ви­ли.
В 1990-е го­ды вы­хо­дят кни­ги Та­ва­ды «Пер­со­на», «Лю­бов­ный тре­у­голь­ник», «Ле­та­ю­щий дья­вол», «Ра­ны ал­фа­ви­та», «Трип­тих све­та и же­ла­ти­на» и дру­гие. Пи­са­тель­ни­ца про­жи­ва­ет в Гер­ма­нии, и ее не­мец­ко­языч­ные про­из­ве­де­ния бы­ли удо­с­то­е­ны Гам­бург­ской ли­те­ра­тур­ной пре­мии 1990 г. и пре­мии Ша­мис­со 1996 г.
Та­ва­да Ёко. Со­ба­чья не­ве­с­та//Она: [Сб. но­велл: Пер. с яп. / Сост. М. Ну­ма­но, Г. Ш. Чхар­тиш­ви­ли]. — М.: Ино­ст­ран­ка, 2001. — С. 261–310.
Ка­о­ру Та­ка­му­ра
(род. в 1953 г. в г. Оса­ка). Окон­чи­ла уни­вер­си­тет в То­кио. Яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных в Япо­нии ав­то­ров де­тек­тив­но­го жа­н­ра. В 1990 г. де­бю­ти­ро­ва­ла ро­ма­ном «Озо­ло­тил­ся и бе­ги», за ко­то­рый по­лу­чи­ла Боль­шую пре­мию в об­ла­с­ти де­тек­тив­но-при­клю­чен­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры. Сре­ди из­ве­ст­ных про­из­ве­де­ний Та­ка­му­ры — «Убить Ри­вей­ру» (Пре­мия Об­ще­ст­ва япон­ских пи­са­те­лей де­тек­тив­но­го жа­н­ра), «Бо­же­ст­вен­ный огонь», «Го­ра Марк­са» (Пре­мия Уэ­ки), Ready Joker (Пре­мия в об­ла­с­ти куль­ту­ры из­да­тель­ст­ва «Май­ни­ти») и др.
Твор­че­ст­во Та­ка­му­ры вы­со­ко оце­ни­ва­ют не толь­ко чи­та­те­ли, но и кри­ти­ки. По боль­шей ча­с­ти она пи­шет ро­ма­ны, но из­ред­ка и рас­ска­зы. Рас­сказ «Бу­каш­ка, пол­зу­щая по зем­ле» был вклю­чен в од­но­имен­ный сбор­ник, из­дан­ный в 1993 и 1999 гг. Это тра­ди­ци­он­ная, сво­е­об­раз­ная про­за, ухо­дя­щая кор­ня­ми в ре­а­ли­с­ти­че­с­кую бы­то­пи­са­тель­ную ли­те­ра­ту­ру.
Та­ка­му­ра Ка­о­ру. Бу­каш­ка, пол­зу­щая по зем­ле / Пер. с яп. Люд­ми­лы Ле­вы­ки­ной // Она: Сб. но­велл. — М.: Ино­ст­ран­ка, 2001. — С. 1–62.
Сю Фуд­зи­са­ва
(род. в 1956 г. в г. Ни­ига­та). Окон­чил фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет уни­вер­си­те­та Хо­сэй в То­кио. С 1984 по 1996 гг. ра­бо­тал ре­дак­то­ром в ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кой га­зе­те «То­сё сим­бун». На ли­те­ра­тур­ном по­при­ще де­бю­ти­ро­вал в 1993 г. ро­ма­ном «Обой­ди зо­ну сле­ва». За по­весть «Пол­ночь в Бу­э­нос-Ай­ре­се» Фуд­зи­са­ва по­лу­чил пре­мию име­ни Аку­та­га­вы. Сре­ди дру­гих из­ве­ст­ных про­из­ве­де­ний — «Сай­гон­ский зву­ко­сни­ма­тель», «Смер­тель­ная иг­ра», SATORY, «Та­ту­и­ров­ка».
В сво­ем твор­че­ст­ве Фуд­зи­са­ва об­ра­ща­ет­ся к те­мам сек­са, на­си­лия, нар­ко­ти­ков. Дей­ст­вие его ро­ма­нов раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в со­вре­мен­ной Япо­нии. Сю­же­ты мно­гих про­из­ве­де­ний пи­са­те­ля яв­ля­ют­ся экс­тре­маль­ны­ми, за­ча­с­тую ба­лан­си­руя на гра­ни дей­ст­ви­тель­но­с­ти и фан­та­с­ти­ки, но в тща­тель­но изу­чен­ном со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве. Же­с­то­кий мир его ро­ма­нов пе­ре­кли­ка­ет­ся с про­из­ве­де­ни­я­ми аме­ри­кан­ских пи­са­те­лей У. Бер­ро­уза и Ч. Бу­ков­ски.
Сю Фуд­зи­са­ва. Пол­ночь в Бу­э­нос-Ай­ре­се / Пер. с яп. Еле­ны Дья­ко­но­вой // Он: Сб. но­велл. — М.: Ино­ст­ран­ка, 2001. — С. 419–478.
Хи­ра­та Орид­за
(род. в 1962 г. в То­кио) — один из са­мых ди­на­мич­ных мо­ло­дых дра­ма­тур­гов, пред­став­ля­ю­щих со­вре­мен­ный япон­ский те­атр. Хи­ра­та воз­глав­ля­ет То­кий­скую труп­пу «Сэй­нэн­дан» (Мо­ло­деж­ная груп­па), яв­ля­ясь и дра­ма­тур­гом и ре­жис­се­ром. По­ми­мо те­а­т­ра он ув­ле­ка­ет­ся пу­те­ше­ст­ви­я­ми и все­гда был ис­ка­те­лем при­клю­че­ний. Хи­ра­та Ори­да со­вер­шил кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие на ве­ло­си­пе­де, пре­одо­лев за пол­то­ра го­да рас­сто­я­ние в 20 ты­сяч ки­ло­ме­т­ров и по­се­тив 26 стран. Его пу­те­вые за­мет­ки вы­шли в свет в То­кио в 1981 г.
В 1982 г. Хи­ра­та по­сту­пил в Меж­ду­на­род­ный Хри­с­ти­ан­ский уни­вер­си­тет в То­кио и в этом же го­ду, со­здав с од­но­курс­ни­ка­ми труп­пу «Сэй­нэн­дан», на­чал пи­сать пье­сы. В 1984 г. он вы­иг­рал сти­пен­дию и от­пра­вил­ся на ста­жи­ров­ку в уни­вер­си­тет Йон­сэй в Се­у­ле. Там в те­че­ние го­да изу­чал ко­рей­ский язык и ли­те­ра­ту­ру. В 1986 г., за­вер­шив об­ра­зо­ва­ние, Хи­ра­та пол­но­стью от­да­ет­ся те­а­т­ру.
Свои спек­так­ли труп­па «Сэй­нэн­дан», воз­глав­ля­е­мая Хи­ра­той, ста­вит в те­а­т­ре «Ко­та­ба Аго­ра» в То­кио, ко­то­рый по­ст­ро­ил его отец. На­чи­ная со спек­так­ля «Го­род све­та» (1988 г.) Хи­ра­та яв­ля­ет­ся и ре­жис­се­ром сво­их пьес. Он стре­мит­ся вер­нуть ре­а­лизм и те­а­т­раль­но­му ис­пол­не­нию, и ре­жис­су­ре. На сце­не мно­го им­про­ви­за­ции, по­ве­де­ние ак­те­ров на­столь­ко ес­те­ст­вен­но, что зри­те­ли по­рой не слы­шат, о чем они го­во­рят.
«Я от­ри­цаю ка­кие-ли­бо «из­мы» в спек­так­ле и стрем­люсь к то­му, что­бы он пря­мо изо­б­ра­жал мир», — го­во­рит Хи­ра­та. Те­о­рия те­а­т­раль­но­го ис­пол­не­ния обоб­ще­на в ра­бо­тах Хи­ра­ты «О раз­го­вор­ном язы­ке в со­вре­мен­ном те­а­т­ре» (1995) и «Вве­де­ние в дра­ма­тур­гию» (1998). Для твор­че­с­ко­го ме­то­да Хи­ра­ты ха­рак­тер­на на­пи­сан­ная и по­став­лен­ная в 1989 г. пье­са «Се­уль­цы». В по­сле­ду­ю­щие го­ды дра­ма­тург со­здал и опуб­ли­ко­вал пье­сы «На юг» (1990), «От пло­с­ко­го­рья S» (1991), «Обе­зь­я­ны с край­не­го Се­ве­ра» (1992), «Но­вень­кий» (1994), «Этот мир стра­да­ний или Ашу­ра» (1995), «При­об­ще­ние к глу­по­с­ти», «Ко­роль при­клю­че­ний» (1996), «По­то­му что ме­сяц та­кой блед­ный», «Бал­кан­ский зве­ри­нец» (1997) и дру­гие. В 1995 г. Хи­ра­та за­во­е­вал 39-ю пре­мию в об­ла­с­ти дра­ма­тур­гии име­ни Ки­си­ды за по­ста­нов­ку спек­так­ля «То­кий­ские за­пи­с­ки».
Жур­на­ли­с­ты 1990-х на­зва­ли те­а­т­раль­ные по­ста­нов­ки, в ко­то­рых от­ри­ца­лась сце­ни­че­с­кая речь и те­а­т­раль­ные эф­фек­ты, «ти­хим те­а­т­ром». К это­му те­че­нию мож­но от­не­с­ти спек­так­ли Хи­ра­та Орид­за, Ива­ма­цу Рё, Ми­яд­за­ва Акио. Для ис­пол­не­ния сво­их спек­так­лей Хи­ра­та лю­бит вы­би­рать не­о­быч­ные по­ме­ще­ния: холл му­зея ис­кусств для «То­кий­ских за­пи­сок», холл гос­ти­ни­цы для спек­так­ля «Этот мир стра­да­ний или Ашу­ра», уни­вер­си­тет­скую ла­бо­ра­то­рию для «Бал­кан­ско­го зве­рин­ца», при­ем­ную ма­га­зи­на Си­нод­за­ки для «Се­уль­цев». За­дей­ст­ву­ет он в этих спек­так­лях не толь­ко ак­те­ров, но и слу­чай­ных лю­дей, ко­то­рые при­хо­дят и ухо­дят. От­ча­с­ти бла­го­да­ря имен­но та­ко­му вы­бо­ру ме­с­та дей­ст­вия Хи­ра­та до­би­ва­ет­ся пол­ной до­сто­вер­но­с­ти и ощу­ще­ния «по­коя» у зри­те­лей.
Хи­ра­та Орид­за. Се­уль­цы / Пер. с яп. И. Н. Си­рен­ко // Он: Сб. но­велл. — М.: Ино­ст­ран­ка, 2001. — С. 91—168.
То­си­ю­ки Хо­риэ
(род. в 1946 г. в г. Тад­зи­ми пре­фек­ту­ры Ки­фу). Учил­ся в уни­вер­си­те­те Ва­сэ­да в То­кио и в ас­пи­ран­ту­ре То­кий­ско­го уни­вер­си­те­та, где изу­чал фран­цуз­скую ли­те­ра­ту­ру. В 1989 г. по­лу­чил грант пра­ви­тель­ст­ва Фран­ции и три го­да ра­бо­тал над док­тор­ской дис­сер­та­ци­ей в Па­риж­ском Тре­ть­ем Уни­вер­си­те­те. В Па­ри­же Хо­риэ спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся по фран­цуз­ской ли­те­ра­ту­ре ХХ ве­ка, ак­тив­но за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми со­вре­мен­ной фран­цуз­ской ли­те­ра­ту­ры. Он ав­тор мно­гих ста­тей и книг по фран­цуз­ской ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ву, до­цент уни­вер­си­те­та Мэйд­зи в То­кио.
По­сле за­щи­ты дис­сер­та­ции воз­вра­тил­ся до­мой и на­чал пуб­ли­ко­вать сво­е­об­раз­ные со­чи­не­ния, ос­но­ван­ные на опы­те уче­бы в Па­ри­же. В 1995 г. они бы­ли со­бра­ны в кни­гу «При­го­род» и вы­зва­ли мно­го от­кли­ков. По пре­иму­ще­ст­ву Хо­риэ изу­чал пе­ри­фе­рий­ную фран­цуз­скую куль­ту­ру. В кни­ге Auparavant (1998) он опи­сал буд­ни им­ми­г­ран­тов, жи­ву­щих в Па­ри­же и его при­го­ро­дах, к ко­то­рым он при­чис­лял и се­бя. В 1999 г. за нее пи­са­те­лю бы­ла при­суж­де­на пре­мия Ми­си­мы.
Про­из­ве­де­ния Хо­риэ от­ли­ча­ют­ся от­то­чен­но­с­тью сти­ля и на­пи­са­ны в тра­ди­ци­он­ном для Япо­нии жа­н­ре, ко­то­рый яв­ля­ет­ся чем-то сред­ним меж­ду эс­се, вос­по­ми­на­ни­я­ми и ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­рой.
То­си­ю­ки Хо­риэ. Auparavant / Пер. с яп. Вик­то­ра Скаль­ни­ка // Он: Сб. но­велл. — М.: Ино­ст­ран­ка, 2001. — С.479—495
Сю­са­ку Эн­до
(1923–1996) — клас­сик со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Его твор­че­ст­во по­свя­ще­но изу­че­нию вза­и­мо­от­но­ше­ний Вос­то­ка и За­па­да, при­чем с уни­каль­ной для япон­ской ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ции ка­то­ли­че­с­кой точ­ки зре­ния. Твор­че­ст­во Сю­са­ку Эн­до оце­ни­ва­лось край­не вы­со­ко: его вы­дви­га­ли на со­ис­ка­ние Но­бе­лев­ской пре­мии по ли­те­ра­ту­ре и вы­би­ра­ли пре­зи­ден­том япон­ско­го от­де­ле­ния ПЕН-клу­ба.
Пи­са­тель окон­чил фран­цуз­ское от­де­ле­ние уни­вер­си­те­та Кэйо в 1949 г., за­тем про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Ли­он­ском уни­вер­си­те­те в 1950–1953 го­дах, где изу­чал фран­цуз­скую ли­те­ра­ту­ру. Впе­чат­ле­ния о жиз­ни во Фран­ции при­сут­ст­ву­ют во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­ля. В 1955 г. он на­пи­сал свой де­бют­ный ро­ман «Бе­лый че­ло­век», по­ве­ст­ву­ю­щий о Фран­ции под гне­том фа­шист­ской ок­ку­па­ции, за ко­то­рый по­лу­чил пре­мию Аку­та­га­вы. Ши­ро­кую из­ве­ст­ность при­об­рел ро­ман «Мо­ре и яд» (1958) о ви­ви­сек­тор­ских опы­тах япон­ских вра­чей над плен­ным аме­ри­кан­ским лет­чи­ком. В том же го­ду Сю­са­ку Эн­до был уча­ст­ни­ком кон­фе­рен­ции стран Азии и Аф­ри­ки, про­хо­див­шей в Таш­кен­те. Ро­ма­ны «Мол­ча­ние» (1966), «Жизнь Ии­су­са» (1973), «Су­пру­же­с­кая жизнь», «Жен­щи­на, ко­то­рую я бро­сил» уп­ро­чи­ли сла­ву пи­са­те­ля. В этих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­тель вы­сту­па­ет про­тив вой­ны, по­ка­зы­ва­ет урод­ли­вые сто­ро­ны бур­жу­аз­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти.
В 1980 г. Сю­са­ку Эн­до на­пи­сал ро­ман «Са­му­рай», став­ший вер­ши­ной его по­зд­не­го твор­че­ст­ва. Дей­ст­вие ро­ма­на про­ис­хо­дит в на­ча­ле XVII ве­ка — вско­ре по­сле то­го, как в Япо­нии ус­та­но­вил­ся се­гу­нат — и ос­но­вы­ва­ет­ся на ре­аль­ных ис­то­ри­че­с­ких со­бы­ти­ях 1613–1620 го­дов. «Са­му­рай» по­ве­ст­ву­ет о сов­ме­ст­ной кру­го­свет­ной экс­пе­ди­ции япон­ских са­му­ра­ев и ка­то­ли­че­с­ких мис­си­о­не­ров из Япо­нии в Мек­си­ку, Ис­па­нию, Ита­лию и об­рат­но в Япо­нию. Стерж­нем раз­ви­тия сю­же­та слу­жит кон­фликт син­то­ист­ско­го и хри­с­ти­ан­ско­го ми­ро­воз­зре­ний.
Сю­са­ку Эн­до. Са­му­рай: Ро­ман / Пер. с яп. — СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2003. — 352 с.
Эми Яма­да
(род. В1959 г. в То­кио). Учи­лась на ли­те­ра­тур­ном фа­куль­те­те уни­вер­си­те­та Мэйд­зи, но не за­кон­чи­ла его. Свои пер­вые ли­те­ра­тур­ные опы­ты пуб­ли­ко­ва­ла в жур­на­ле ко­мик­сов под псев­до­ни­мом Яма­да Соё, но вско­ре по­ня­ла, что че­рез ко­мик­сы ей не удаст­ся вы­ра­зить пол­но­стью свою ин­ди­ви­ду­аль­ность. С 1980 г. Эми Яма­да ста­ла за­ни­мать­ся чи­с­той ли­те­ра­ту­рой. В 1985 г. за про­из­ве­де­ние «Гла­за в но­чи» она по­лу­чи­ла пре­мию жур­на­ла Бун­гэй за луч­ший де­бют, а в 1987 г. за про­из­ве­де­ние «По­клон­ни­ки не­гри­тян­ской му­зы­ки» бы­ла удо­с­то­е­на пре­мии На­оки.
Мно­гие про­из­ве­де­ния Яма­до на­граж­да­лись пре­стиж­ны­ми ли­те­ра­тур­ны­ми пре­ми­я­ми: «Иг­ра на паль­цах», «Хлам» — пре­мия за луч­шее жен­ское про­из­ве­де­ние, «Жи­вот­ная ло­ги­ка» — пре­мия Кё­ка Ид­зу­ми, «4 И», «Ком­на­та с бро­шен­ным тру­пом» — пре­мия Тай­ко Хи­ра­ба­я­си. В 1991 г. вы­шел сбор­ник ее рас­ска­зов «На за­ка­те жиз­ни», ко­то­рый Г. Ш. Чхар­тиш­ви­ли на­звал «до­б­ры­ми рас­ска­за­ми о ми­ре дет­ст­ва».
Эми Яма­да. На за­ка­те жиз­ни / Пер. с яп. Га­ли­ны Дут­ки­ной // Она: Сб. но­велл. — М.: Ино­ст­ран­ка, 2001. — С. 207—224.

Светлана Ермишко

Окончание обзора в следующем номере журнала

* Про­дол­же­ние. На­ча­ло в № 2–8