24 мая 1922 г. в Москве в здании Высших театральных мастерских прославленного Малого театра на углу улиц Софийка и Неглинная открылась Академическая библиотека.
Библиотека была организована по инициативе декана историко-литературного отделения театральной школы, литературоведа Александра Александровича Фомина (1868–1929), поддержанной председателем дирекции Малого театра Александром Ивановичем Сумбатовым-Южиным (1857–1927) и наркомом просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским (1875–1933). На её день рождения собрались режиссёры, актёры и администрация Малого театра, преподаватели и студенты Высших театральных мастерских, немногочисленные сотрудники библиотеки — все те, кто принимал живейшее участие в её создании, обеспечивал перевозку и переноску книг, словом те, кому эта библиотека была нужна как источник знаний и вдохновения, как место творческих поисков и находок.
Тогда, на торжественном открытии, наверное, никто из присутствовавших не мог и предположить, что созданная для решения учебных и творческих задач Малого театра и его мастерских библиотека со временем станет главным национальным хранилищем литературы по вопросам театрального и смежных искусств. В этой статье речь пойдёт о первых двух десятилетиях жизни библиотеки. Именно в эти годы были заложены многие тенденции, получившие развитие в последующие периоды, а также многие традиции, сохранившиеся и сегодня.
Библиотека начала свою работу с 1 января 1922 г., ещё до официального открытия, а сбор книг и журналов будущего фонда вёлся с марта 1921 г., когда Дирекция Малого театра приняла решение об организации библиотеки при театральной школе. К тому времени уже многотысячное книжное собрание (только книги из личной библиотеки директора насчитывали около 8 тыс. томов) требовалось уместить в двух комнатах второго этажа здания на Софийке, наладить его инвентаризацию, каталогизацию, выдачу книг в читальный зал и на дом, обеспечить рабочий быт персонала из 6 человек.
Основу книжного фонда библиотеки составили издания по вопросам истории театра и драмы, литературы, культуры и быта, костюма и грима, декоративному искусству и другим вопросам, соприкасающимся с организацией театральной жизни. Они отбирались лично А. А. Фоминым в Государственном книжном фонде при Отделе научных библиотек Наркомпроса. Благодаря посредничеству сотрудника этого отдела Б. П. Дитмара, библиотека получила иностранные, в основном французские, издания, а также библиотечные шкафы и полки закрывшегося знаменитого книжного магазина Готье, располагавшегося по соседству — на Кузнецком мосту.
Татьяна Аркадьевна Мордкович, главный библиограф, хранитель фонда гравюр и литографий Центра визуальной информации РГБИ

