Идея собирать книги живущих и пишущих искусствоведов, музейных работников, художников, писателей с их автографами пришла давно, ещё в начале 1990-х годов. Тем более уже в то время я жил в Тосно, в часе езды от великого града на Неве, что абсолютно способствовало намеченным планам.
Мой хороший знакомый, работавший в одном из высших учебных заведений Петербурга, написавший к тому времени ряд книг о людях творческих профессий и ставших со временем классикой жанра, идею поддержал, сказав при этом, что готов оказать содействие в намеченных планах. От меня лишь требовалось, по мере сил и возможностей, писать о пришедших книгах, автографах на них в периодической печати, в том числе в специальных изданиях, что расширяло не только знания в сфере культуры, но и круг общения.
За истекшие десятилетия накоплено довольно много авторских книг. Все они с автографами. Следует отметить, что книги в личную библиотеку приходили не только из Петербурга, Москвы, но и других городов России, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Именно сегодня приведу несколько интересных, с моей точки зрения, примеров, в которых абсолютно не соблюдена хронология, но благодаря которым происходило прелюбопытное явление, делая частное библиотечное собрание абсолютно нестандартным. О героях повествования — лишь несколько слов, поскольку разговор здесь идёт о книгах. Однако, если возникнут благоприятные условия, готов рассказать о людях неординарных подробнее, тем более — они наши современники.
С Мариной Николаевной Лопато — специалистом по западноевропейскому ювелирному искусству, автором многочисленных научных статей и книг — мы познакомились на выставке Фаберже, проходившей в Эрмитаже. Затем появилась статья, в которой довелось рассказать о сложной работе Марины Николаевны с творческим наследием великого Карла Фаберже. Статьёй она была довольна, а вскоре преподнесла свою удивительную книгу, изготовленную на великолепной мелованной бумаге:
Лопато М. Н. Ювелиры Старого Петербурга. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — 272 с.: ил.
На титульном листе — её развёрнутый автограф.
Книга была преподнесена давно, но когда я раскрываю её, всякий раз душа приходит в волнение, как в тот момент, когда мы сидели за массивным столом из карельской берёзы в галерее, идущей от кабинета директора Эрмитажа к античным залам музея, а я слушал и слушал тихий голос искусствоведа, не спеша рассказывавшей о серебряных изделиях Эрмитажа…
Александр Александрович Тетерин, библиофил, г. Тосно Ленинградской области

