Часто ли ученики и студенты вспоминают авторов учебников, по которым занимались? Или авторов фундаментальных работ и научных статей, на которые опирались? Скорее всего, нет. Однако иные имена вспыхивают в нашей памяти, подобно маячкам, освещая пройденный путь ученичества.
С первого студенческого дня со страниц учебников и журналов на меня, абитуриентку-заочницу Кемеровского института культуры, обрушился шквал неизвестных терминов и теорий. То были работы О. С. Чубарьяна, Ю. Н. Столярова, А. В. Соколова, Н. И. Гендиной. Только благодаря собственному практическому опыту, многочасовым бдениям, наблюдениям, чтению в межсессионный период в стенах публичных библиотек Кемерова и Томска ко мне постепенно приходило понимание, формировались зачатки профессионального мировоззрения. Основополагающими же для меня стали труды А. Н. Ванеева.
Сопоставить страницы учебника с реальным, живым библиотечным процессом — такую задачу ставили перед нами преподаватели. К этому подводил в своих трудах и А. Н. Ванеев. Он рассматривает библиотеку, книгу и читателя как системный объект библиотековедения. Нам, студентам и практикам, такой подход постепенно становился понятен. Нас учили опираться в профессиональной деятельности на научные принципы библиотековедения, такие как демократичность, универсальность, комплексный подход, системность.
Вот строка из моего конспекта по статье Ванеева: «Библиотека — это социальное явление, социальный институт, влияющий на духовную жизнь общества». С этим было нельзя не согласиться. Возьмём письменную эпоху, любой социум, и увидим, что элементы библиотечной культуры (либо её зачатки в ранние эпохи) всегда выступают катализатором развития общества. Причём (моё субъективное убеждение), начиная с советской эпохи, чем локальнее социум, тем это влияние ярче выражено, значимее. В этом проявляется важность такого вывода для российской глубинки. Здесь наиболее выпукло, наглядно подтверждается мысль А. Н. Ванеева о необходимости рассматривать объект библиотековедения во взаимодействии с духовной жизнью общества, что и составляет предмет библиотечной науки.
Светлана Александровна Лукьянова, библиотекарь общеобразовательной средней школы села Уртам (Томская область)

