Вроде бы привычное для всех, связанных с библиотекой, дело — комплектование. Но в статье речь идёт о школьной библиотеке, которая почему-то оказалась «между» образованием (она находится в ведомстве того же министерства, что и школа) и культурой (по ведомству министерства культуры проходят другие, неучебные библиотеки).
Именно школьная библиотека может и — самое главное — должна стать для молодых читателей своеобразной точкой «входа» в другие пространства (употребляем здесь это слово как в прямом, так и в переносном значении) чтения и книги, потому что именно она, что называется, в шаговой доступности для каждого школьника нашей страны. И от того, что из себя представляет школьная библиотека, от того, насколько она способна удовлетворить потребности и/или сформировать запросы современных школьников (а это в первую очередь возможности её фонда), во многом зависит, будет ли школьник в дальнейшем ходить в библиотеку, станет ли она для него интересным местом или нет.
Представляется, что и для реализации недавно утверждённой «Программы поддержки детского и юношеского чтения» очень важна межведомственная консолидация профессионального сообщества. Первый шаг к такому сотрудничеству — представление о том, какие задачи образование ставит перед школьными библиотеками и как в ответ на эти задачи могут быть скомплектованы их фонды.
Основные подходы к комплектованию фондов школьной библиотеки
В современном школьном образовании сложилась достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, много говорится о необходимости формировать в школе навыки ХХI века. Это: коммуникация, коллаборация/сотрудничество, критическое мышление, креативность. Это также умение жить, учиться и работать в переполненном информацией мире, готовность к постоянному обучению и самообучению в течение всей жизни. Отсюда меняются (или пытаются «измениться») содержание и методы организации обучения. С другой стороны, меньше всего эти изменения касаются школьных библиотек, которые зачастую участниками образовательного процесса рассматриваются как книгохранилища… учебной литературы.
Об этом печальном факте свидетельствуют результаты анкетирования, проведённого сотрудниками лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета*, в котором приняли участие 248 человек, (библиотекари, учителя-предметники и учителя начальной школы). По словам опрашиваемых, большинство школьных библиотек имеют большой книжный фонд: в 90% библиотек он составляет 10 тыс. книг и более. Однако его основная часть — учебная литература. Фонды учебников и художественной литературы несоизмеримы по размеру: лучшее соотношение 2:1.
Эти цифры подкрепляются субъективным ощущением библиотекарей (что уже говорить о школьниках, которые не владеют цифрами?!), о скудости фонда художественной литературы: «Фонд художественной литературы практически не пополняется», «…ходят за новинками, которых нет», «За 2017 год пришло 9 книг» **. Это касается не только современной литературы, но и программных текстов: «Недавно учитель на уроке послал за Куприным, а в фонде всего лишь 4 книги!». Возможно поэтому, даже скудные средства, выделяемые на пополнение фонда неучебной литературой, тратятся на покупку тех произведений, которые включены в школьную программу: «Для того чтобы определить, что именно необходимо закупить, библиотекарь советуется с педагогами, и по их запросу формирует заказ. Это чаще всего касается произведений, которые входят в программу по литературе: закупается комплект произведений, которые передаются потом из класса в класс».
Безусловно, школьная библиотека комплектуется в соответствии с требованиями образовательной программы организации и с её материальными возможностями. Основная задача при этом — обеспечить педагогов и обучающихся необходимым учебным материалом. Однако зачастую выполнение этой задачи трактуется чрезвычайно узко: как полное обеспечение учебниками. В этом случае функционал библиотекаря неоправданно суживается и, в основном, сводится к пополнению фонда учебников и книговыдаче. Об этом также свидетельствуют результаты опроса: 62,3% библиотекарей и 87,5% учителей говорят, что основное «взаимодействие» школьного библиотекаря с учениками идет по линии выдачи учебников.
Екатерина Андреевна Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик, Институт системных проектов, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, кандидат педагогических наук
Елена Станиславовна Романичева, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, Институт системных проектов, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ
* Анкетирование школьных библиотекарей проводилось в рамках выполнения НИР «Разработка и апробация технологии развития инфраструктуры чтения детей и молодёжи в мегаполисе».
** Здесь и далее курсивом выделены ответы, взятые из анкет участников опроса, цифровые данные приводятся по результатам анализа опроса.

