В преддверии юбилея хочется перелистать страницы истории одного из важнейших направлений обслуживания пользователей библиотеки — межбиблиотечного абонемента, МБА, который приходит на помощь читателю, если документа нет в нашем фонде, или документ из фонда Национальной библиотеки Карелии потребовался читателю другой библиотеки.
Система МБА предоставляет уникальную возможность использовать, наряду с фондами библиотек нашей республики, совокупные фонды библиотек-партнёров из других регионов России и зарубежных стран.
Вспомним, с чего началась история МБА в Национальной библиотеке Республики Карелия (НБ РК).
1940-е
Сведения об МБА в архивных документах по истории Публичной библиотеки относятся к периоду послевоенного строительства. Невзирая на тяготы послевоенных лет, решая важнейшие задачи по восстановлению фондов и организации обслуживания читателей, уже в 1945 г. библиотекари Публичной библиотеки установили связи по МБА с Государственной библиотекой СССР им.
В. И. Ленина (Москва), с Государственной Публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), с Научной библиотекой при Саратовском госуниверситете им. Чернышевского
(г. Саратов), а в 1946 г. — с Государственной Публичной библиотекой Эстонии.
Однако официально МБА был организован в структуре Государственной публичной библиотеки КАССР (ГПБ КАССР) позднее: на документах, которые сохранились в архиве подразделения, читаем: «место МБА в структуре библиотеки — сектор, год создания — 1950».
За годы существования развитие МБА происходило поэтапно, характеризовалось подъёмами и спадами, неоднократно менялись статус и название — сектор, отдел, центр, служба; менялся состав и количество сотрудников. Больше 10 раз МБА перемещался в разные помещения библиотеки. Более 20 сотрудников в разные годы трудились в подразделении и внесли большой вклад в становление, развитие и модернизацию системы межбиблиотечного абонемента в республике — многие начинали здесь свою библиотечную карьеру и выросли до настоящих профессионалов библиотечного дела.
1950–60-е
В 1950–60-е гг., когда происходило становление МБА в Государственной публичной библиотеке КАССР, в стране бурно развивалась система межбиблиотечного абонемента и в ней принимали активное участие крупнейшие библиотеки. Деятельности областных, краевых и республиканских (АССР) библиотек способствовал общественно-политический и трудовой подъём, укреплялись связи библиотек с производством и жизнью населения, улучшалась материальная база библиотек. Эффективной формой обслуживания того периода являлся заочный абонемент — когда книгу отправляли читателю на дом или на место работы (студенту — заочнику или специалисту производства).
В нашей республике особое внимание уделялось пропаганде межбиблиотечного абонемента среди читателей и библиотекарей: для привлечения абонентов, в том числе сельских библиотек, к участию в системе МБА, использовались плакаты, памятки, листовки, письма. Сотрудники ГПБ КАССР выступали с вопросами межбиблиотечного обслуживания на различных курсах, семинарах, совещаниях библиотечных работников. Бесплатная почтовая пересылка создавала возможность получения книг читателями каждой сельской библиотеки. Всё это способствовало расширению сети межбиблиотечного абонемента в республике.
Руководствуясь принятым Министерством культуры РСФСР в 1965 г. новым «Типовым уставом областной, краевой, республиканской (АССР) библиотеки», необходимо было обратить особое внимание на повышение качества обслуживания работников народного хозяйства и культуры, «…активно используя для этого междубиблиотечный абонемент».
По статистическим данным работы МБА в областных библиотеках страны за 1966 г. карельская библиотека была среди лидеров по выдаче книг читателям — 11,0 тыс. экз., а рост книговыдачи в 1966 г. составил 56% по сравнению с 1962 годом. Наибольшим спросом у читателей-специалистов пользовалась техническая и общественно-политическая литература.
Оперативность обслуживания уже и тогда являлась одним из важнейших показателей эффективности работы МБА. При этом Публичная библиотека имела количество отказов ниже среднего по стране (от 10 до 15%) — как закономерность качественного и согласованного комплектования фонда библиотеки. Хотя небольшую тревогу сотрудников всё же вызывали отказы в выдаче единственного экземпляра.
Одним из прогрессивных способов обслуживания абонентов являлось выполнение тематических заказов. Публичная библиотека имела большой опыт в развитии этого направления — в 1966 г. было выполнено 186 тематических заказов. В эти же годы развивалась координация — необходимая форма сотрудничества в работе библиотек разных систем и ведомств. Положительным фактором являлось то, что в нашей библиотеке велись сводные каталоги и картотеки периодических изданий, что являлось важным подспорьем для использования их в координации работы межбиблиотечного абонемента.
ГПБ КАССР была также одной из самых активных библиотек страны по использованию системы МБА для заказа книг из других библиотек для своих читателей — ежегодно регистрировалось более 1000 заказов. По данным за 1966 г. только литературы медицинской тематики было получено для читателей 600 экземпляров.
Светлана Анатольевна Валькова, главный библиотекарь информационно-справочного отдела Национальной библиотеки Республики Карелия

